Минфин: госпрограммы написаны на «двойку»

Минфин подводит неутешительные итоги — ведомства провалили подготовку проектов государственных программ. Процесс их утверждения затянется еще на 10 месяцев, последние будут утверждены в июле 2013 года. Раньше речь шла о том, что все госпрограммы будут утверждены до Нового года. В 2014 бюджет должен стать полностью программным, но теперь очевидно, что и этот срок может быть перенесен

В 2014 году Россия должна перейти на качественно новый — программный — бюджет. Но пока кажется, что этого все-таки не произойдет. Третий год ведомства пишут проекты государственных программ, которые станут основой такого бюджета. И у них до сих пор ничего не получается.

В начале октября Минфин раскритиковал очередную порцию проектов госпрограмм и предложил правительству перенести сроки их утверждения. «Финмаркета» ознакомился с текстом доклада.

— По плану подготовки госпрограмм, который был утвержден еще в начале года, проекты приоритетных документов должны были быть готовы до 1 июля, внесены в правительство до 1 октября и до 1 декабря уже утверждены. Неприоритетные программы должны были быть готовы к 1 августа, а приняты — до конца года.

— Но Минфин и Минэкономразвития никак не могли договориться, можно ли принимать программы раньше, чем бюджет (обсуждение которого традиционно затянулось). В итоге решили не спешить, и перенесли сроки их утверждения.

— Теперь Минфин уже после внесения проекта бюджета на 2013-2015 гг. в Госдуму пишет правительству, что в уставленные сроки программы внести не удастся.

— Чтобы формально соблюсти все процедуры, ведомство предлагает утвердить часть программ в том виде, в котором есть, а до конца года учесть все замечания Минфина и переделать их. Правда, быстро подкорректировать все программы не удастся — некоторые из них настолько плохи, что их окончательные варианты будут приняты не позднее 1 июля уже следующего года.

 

Много денег, мало смысла

— Хотя с корректировкой программ пора заканчивать и приниматься за их утверждение, Минфину не нравятся все представленные в министерство версии документов. Большую часть программ нужно дорабатывать из-за того, что денег на них требуется больше, чем ведомство уже заложило в проект бюджета. Список слишком «дорогих» для госказны удовольствий выглядит так:

 Минфин считает, что многим нужно быть скромнее в запросах

Развитие здравоохранения Превышен объем финансирования. Нет логической доработки, нет четкого соотношения между задачами программы и подпрограмм, нет данных о налоговых льготах и других мерах госрсгулирования в сфере здравоохранения
Развитие образования Превышен объем финансирования. Программа не согласована с исполнителями, нет показателей для регионов, нужна редакционная правка
Социальная поддержка граждан Превышен объем финансирования. Текст не соответствует принятым методикам, не учтен принцип адресного решения социальных задач
Доступная среда 2011-2015 гг. Превышен объем финансирования.
Содействие занятости населения Превышен объем финансирования.
Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности Превышен объем финансирования.
Зашита населения и территорий от чрезвычайных ситуации, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Превышен объем финансирования.
Противодействие незаконному обороту наркотиков Превышен объем финансирования. В части координации антинаркотичсской деятельности ФСКН взяла на себя избыточные полномочия, не относящиеся к сфере борьбы с незаконным оборотом.
Охрана окружающей среды Превышен объем финансирования.
Развитие культуры и туризма (2013-2020 гг.) Превышен объем финансирования. Цели и задаче не соответствуют сфере программы, а также не учтены все ее участники.
Воспроизводство и использование природных ресурсов Превышен объем финансирования.
Внешнеполитическая деятельность Превышен объем финансирования.
Развитие лесного хозяйства Превышен объем финансирования.

  — Целый список программ Минфин подверг жесткой критике не только из-за объемов запрошенного финансирования, но и из-за качества самих документов: в них отсутствует логика и нарушены причинно-следственные связи:

Содержание некоторых госпрограмм осталось для Минфина загадкой

Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Минфин пишет, что дважды указывал Мин региону, как нужно исправить текст программы. Несмотря на неоднократные напоминания, Минрегион присылал на согласование то одну часть программы, то другую. С полным комплектом ведомство опоздало почти на 4 месяца
Развитие физической культуры и спорта Нет конкретных мер, обоснований расходов, расчетов, не предусмотрено проведение крупных международных мероприятий, не приведены мероприятия общероссийских федераций.
Развитие науки и технологий У структуры программы проблемы с логикой, мало внимания уделено негосударственному финансированию исследований и разработок, нужно представить полный перечень мер поддержки. Минобрнауки требует создать специальный орган для реализации программы, а Минфин не понимает, зачем, и просит убрать этот пункт. Объёмы финансирования заложены неверные.
Экономическое развитие и инновационная экономика Последний раз ее пытались согласовать в декабре 2011 года. Все еще непонятно, зачем нужны созданные институты развития и как их финансировать. Непонятно, как слезать с сырьевой «иглы»: нет показателей снижения зависимости российской экономики от цен на энергоресурсы. Нет инструментов государственно-частного партнерства.
Информационное общество Несмотря на то, что программы была утверждена еще в 2010 году, у Минфина накопились замечания: не достигнуты ключевые показатели, не выполнены нужные мероприятия. Минфин зол и предлагает урезать финансирование, а также исключить часть пунктов.
Развитие транспортной системы Не соответствует параметрам бюджета, не решено, продлять ли часть подпрограмм, по которым Минтранс внезапно хочет увеличить финансирование в 10 раз к 2015 г.
Развитие внешнеэкономической деятельности Минфину не нравится программа Минэкономразвития из-за того, что она во многом повторяет их «Управление госфинансами». В отзыве финансисты пишут, что программа не дает даже представления о границах сферы се реализации.
Энергоэффективность и развитие энергетики Нет фактических действий по модернизации отрасли, превышен объем финансирования, не обоснованы просьбы о дополнительном финансировании.
Региональная политика и федеративные отношения Структура программы сложна и нелогична, как оценивать ее эффективность, неясно
Юстиция Новая редакция, которую представили Минфину, сильно отличается от первой не в лучшую сторону. На совещаниях претензии на устраняются, а дополняются новыми.

— Еще один блок программ правительство в любом случае уже не успеет утвердить в срок — их придется рассматривать их ближе к лету следующего года — слишком велик масштаб недоработок:

 Список «штрафников» — все сроки сорваны

Развитие промышленности и се конкурентоспособности Финансирование не соответствует проекту бюджета. Нет анализа финансирования из внебюджетных источников — институтов развития, частных компаний. Нет оценки рисков вступления в ВТО и Единое экономическое пространство.
Развитие авиационной промышленности Финансирование не соответствует проекту бюджета. Предлагается выделение субсидий в неограниченные сроки, т. е. Деньги давать надо всегда.
Развитие судостроительной промышленности Финансирование не соответствует проекту бюджета. Кроме того, Минпром запланировал мероприятия по программам «Развитие гражданской морской техники на 2017-2024 гг. и 2025- 2030 гг., а из разработка не планировалась. Не заложены льготы для резидентов особых экономических зон.
Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности Финансирование не соответствует проекту бюджета. Не скоординировала с программами Союзного государства, нет плана реализации программы.
Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Финансирование не соответствует проекту бюджета.
Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона Первоначальный вариант программы Минфину не понравился. Ведомство даже не хотело создавать отдельную корпорацию по эту программу, но создано в итоге было целое министерство. Сам документ решено принимать через 3 месяца после всех отраслевых программ.
Развитие Северо-кавказского федерального округа В подготовленном Минрегионом проекте программа требовала вложение 5,5 трлн. руб. Такая смета не было согласована. На заседании правительства в июне решили отложить внесение до 1 декабря этого года, но Минфин предлагает принять се через 3 месяца после отраслевых программ.
Развитие пенсионной системы Стратегию развития пенсионной системы до 2020 года в правительство внесли только на прошлой неделе. Обсуждение программы продолжится в Кремле. Минтруд просит правительство начать работу- над программой только 1 декабря, а внести се во втором квартале 2013 г.

 — Не оказалось претензий у Минфина только к двум программам, а еще к нескольким замечания почти сняты:

Короткий список «передовиков» — госпрограммы, имеющие все шансы быть принятыми

Развитие атомного эиергопромышлеппого комплекса Утверждена
Развитие сельского хозяйства Утверждена
Космическая деятельность России Между Роскосмосом и Минфином уже подписана таблица разногласий по программе. На прошлой неделе была подготовлена новая исправленная версия
Обеспечение государственной безопасности Согласована и внесена в правительство
Развитие рыбохозяйствснного комплекса Программа дорабатывается Минсельхозом, так как до этого она предполагала два варианта сценария реализации, а необходим лишь один.
Управление федеральным имуществом Не доработана с учетом замечаний Минфина
Управление государственными финансами и государственным долгом Направлена в Минэкономразвития на согласование
Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра Направлена в Минэкономразвития на согласование
Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами Получены замечания Минэкономразвития, программа дорабатывается

 

Источник: финмаркет

VN:F [1.9.22_1171]
Минфин: госпрограммы написаны на "двойку", 5.0 out of 5 based on 3 ratings
Добавлено в: Новости Метки: , ,

Оставить ответ

Оставить комментарий

 
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons 3.0.