Минфин подводит неутешительные итоги — ведомства провалили подготовку проектов государственных программ. Процесс их утверждения затянется еще на 10 месяцев, последние будут утверждены в июле 2013 года. Раньше речь шла о том, что все госпрограммы будут утверждены до Нового года. В 2014 бюджет должен стать полностью программным, но теперь очевидно, что и этот срок может быть перенесен
В 2014 году Россия должна перейти на качественно новый — программный — бюджет. Но пока кажется, что этого все-таки не произойдет. Третий год ведомства пишут проекты государственных программ, которые станут основой такого бюджета. И у них до сих пор ничего не получается.
В начале октября Минфин раскритиковал очередную порцию проектов госпрограмм и предложил правительству перенести сроки их утверждения. «Финмаркета» ознакомился с текстом доклада.
— По плану подготовки госпрограмм, который был утвержден еще в начале года, проекты приоритетных документов должны были быть готовы до 1 июля, внесены в правительство до 1 октября и до 1 декабря уже утверждены. Неприоритетные программы должны были быть готовы к 1 августа, а приняты — до конца года.
— Но Минфин и Минэкономразвития никак не могли договориться, можно ли принимать программы раньше, чем бюджет (обсуждение которого традиционно затянулось). В итоге решили не спешить, и перенесли сроки их утверждения.
— Теперь Минфин уже после внесения проекта бюджета на 2013-2015 гг. в Госдуму пишет правительству, что в уставленные сроки программы внести не удастся.
— Чтобы формально соблюсти все процедуры, ведомство предлагает утвердить часть программ в том виде, в котором есть, а до конца года учесть все замечания Минфина и переделать их. Правда, быстро подкорректировать все программы не удастся — некоторые из них настолько плохи, что их окончательные варианты будут приняты не позднее 1 июля уже следующего года.
Много денег, мало смысла
— Хотя с корректировкой программ пора заканчивать и приниматься за их утверждение, Минфину не нравятся все представленные в министерство версии документов. Большую часть программ нужно дорабатывать из-за того, что денег на них требуется больше, чем ведомство уже заложило в проект бюджета. Список слишком «дорогих» для госказны удовольствий выглядит так:
Минфин считает, что многим нужно быть скромнее в запросах
Развитие здравоохранения | Превышен объем финансирования. Нет логической доработки, нет четкого соотношения между задачами программы и подпрограмм, нет данных о налоговых льготах и других мерах госрсгулирования в сфере здравоохранения |
Развитие образования | Превышен объем финансирования. Программа не согласована с исполнителями, нет показателей для регионов, нужна редакционная правка |
Социальная поддержка граждан | Превышен объем финансирования. Текст не соответствует принятым методикам, не учтен принцип адресного решения социальных задач |
Доступная среда 2011-2015 гг. | Превышен объем финансирования. |
Содействие занятости населения | Превышен объем финансирования. |
Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности | Превышен объем финансирования. |
Зашита населения и территорий от чрезвычайных ситуации, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах | Превышен объем финансирования. |
Противодействие незаконному обороту наркотиков | Превышен объем финансирования. В части координации антинаркотичсской деятельности ФСКН взяла на себя избыточные полномочия, не относящиеся к сфере борьбы с незаконным оборотом. |
Охрана окружающей среды | Превышен объем финансирования. |
Развитие культуры и туризма (2013-2020 гг.) | Превышен объем финансирования. Цели и задаче не соответствуют сфере программы, а также не учтены все ее участники. |
Воспроизводство и использование природных ресурсов | Превышен объем финансирования. |
Внешнеполитическая деятельность | Превышен объем финансирования. |
Развитие лесного хозяйства | Превышен объем финансирования. |
Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения | Минфин пишет, что дважды указывал Мин региону, как нужно исправить текст программы. Несмотря на неоднократные напоминания, Минрегион присылал на согласование то одну часть программы, то другую. С полным комплектом ведомство опоздало почти на 4 месяца |
Развитие физической культуры и спорта | Нет конкретных мер, обоснований расходов, расчетов, не предусмотрено проведение крупных международных мероприятий, не приведены мероприятия общероссийских федераций. |
Развитие науки и технологий | У структуры программы проблемы с логикой, мало внимания уделено негосударственному финансированию исследований и разработок, нужно представить полный перечень мер поддержки. Минобрнауки требует создать специальный орган для реализации программы, а Минфин не понимает, зачем, и просит убрать этот пункт. Объёмы финансирования заложены неверные. |
Экономическое развитие и инновационная экономика | Последний раз ее пытались согласовать в декабре 2011 года. Все еще непонятно, зачем нужны созданные институты развития и как их финансировать. Непонятно, как слезать с сырьевой «иглы»: нет показателей снижения зависимости российской экономики от цен на энергоресурсы. Нет инструментов государственно-частного партнерства. |
Информационное общество | Несмотря на то, что программы была утверждена еще в 2010 году, у Минфина накопились замечания: не достигнуты ключевые показатели, не выполнены нужные мероприятия. Минфин зол и предлагает урезать финансирование, а также исключить часть пунктов. |
Развитие транспортной системы | Не соответствует параметрам бюджета, не решено, продлять ли часть подпрограмм, по которым Минтранс внезапно хочет увеличить финансирование в 10 раз к 2015 г. |
Развитие внешнеэкономической деятельности | Минфину не нравится программа Минэкономразвития из-за того, что она во многом повторяет их «Управление госфинансами». В отзыве финансисты пишут, что программа не дает даже представления о границах сферы се реализации. |
Энергоэффективность и развитие энергетики | Нет фактических действий по модернизации отрасли, превышен объем финансирования, не обоснованы просьбы о дополнительном финансировании. |
Региональная политика и федеративные отношения | Структура программы сложна и нелогична, как оценивать ее эффективность, неясно |
Юстиция | Новая редакция, которую представили Минфину, сильно отличается от первой не в лучшую сторону. На совещаниях претензии на устраняются, а дополняются новыми. |
Список «штрафников» — все сроки сорваны
Развитие промышленности и се конкурентоспособности | Финансирование не соответствует проекту бюджета. Нет анализа финансирования из внебюджетных источников — институтов развития, частных компаний. Нет оценки рисков вступления в ВТО и Единое экономическое пространство. |
Развитие авиационной промышленности | Финансирование не соответствует проекту бюджета. Предлагается выделение субсидий в неограниченные сроки, т. е. Деньги давать надо всегда. |
Развитие судостроительной промышленности | Финансирование не соответствует проекту бюджета. Кроме того, Минпром запланировал мероприятия по программам «Развитие гражданской морской техники на 2017-2024 гг. и 2025- 2030 гг., а из разработка не планировалась. Не заложены льготы для резидентов особых экономических зон. |
Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности | Финансирование не соответствует проекту бюджета. Не скоординировала с программами Союзного государства, нет плана реализации программы. |
Развитие фармацевтической и медицинской промышленности | Финансирование не соответствует проекту бюджета. |
Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона | Первоначальный вариант программы Минфину не понравился. Ведомство даже не хотело создавать отдельную корпорацию по эту программу, но создано в итоге было целое министерство. Сам документ решено принимать через 3 месяца после всех отраслевых программ. |
Развитие Северо-кавказского федерального округа | В подготовленном Минрегионом проекте программа требовала вложение 5,5 трлн. руб. Такая смета не было согласована. На заседании правительства в июне решили отложить внесение до 1 декабря этого года, но Минфин предлагает принять се через 3 месяца после отраслевых программ. |
Развитие пенсионной системы | Стратегию развития пенсионной системы до 2020 года в правительство внесли только на прошлой неделе. Обсуждение программы продолжится в Кремле. Минтруд просит правительство начать работу- над программой только 1 декабря, а внести се во втором квартале 2013 г. |
Развитие атомного эиергопромышлеппого комплекса | Утверждена |
Развитие сельского хозяйства | Утверждена |
Космическая деятельность России | Между Роскосмосом и Минфином уже подписана таблица разногласий по программе. На прошлой неделе была подготовлена новая исправленная версия |
Обеспечение государственной безопасности | Согласована и внесена в правительство |
Развитие рыбохозяйствснного комплекса | Программа дорабатывается Минсельхозом, так как до этого она предполагала два варианта сценария реализации, а необходим лишь один. |
Управление федеральным имуществом | Не доработана с учетом замечаний Минфина |
Управление государственными финансами и государственным долгом | Направлена в Минэкономразвития на согласование |
Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра | Направлена в Минэкономразвития на согласование |
Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами | Получены замечания Минэкономразвития, программа дорабатывается |
Источник: финмаркет
Минфин: госпрограммы написаны на "двойку",