Цель Программы
Формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок и обеспечение его ведущей роли в процессах технологической модернизации российской экономики
Ответственный исполнитель Программы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Соисполнители Программы
- Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
- Министерство финансов Российской Федерации.
- Министерство экономического развития Российской Федерации.
- Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
- Российская академия наук.
- Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет».
- Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова».
- Сибирское отделение Российской академии наук.
- Уральское отделение Российской академии наук.
- Дальневосточное отделение Российской академии наук.
- Российский гуманитарный научный фонд.
- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».
- Российский фонд фундаментальных исследований.
- Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».
- Российская академия медицинских наук.
- Российская академия сельскохозяйственных наук.
- Российская академия художеств.
- Российская академия образования.
- Российская академия архитектуры и строительных наук.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».
- Федеральная служба по интеллектуальной собственности.
Подпрограммы Программы
- Фундаментальные исследования и развитие академического сектора науки.
- Прикладные проблемно-ориентированные исследования и развитие научно-технического задела в области перспективных технологий.
- Развитие университетской науки.
- Институциональное развитие сектора исследований и разработок.
- Развитие межотраслевой инфраструктуры сектора исследований и разработок.
- Международное сотрудничество в области науки.
- Обеспечение реализации государственной программы.
- Программно-целевые инструменты Программы.
Программно-целевые инструменты Программы
- Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 гг.» (постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613).
- Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568).
Задачи Программы
1. Обеспечение сбалансированного поступательного развития сектора исследований и разработок, эффективной реализации и дальнейшего накопления научного потенциала, в том числе:
- Осуществление эффективной государственной поддержки фундаментальной науки, обеспечение ее опережающего развития.
- Формирование конкурентоспособного ядра в отечественной фундаментальной науке, поддержка сильных и дееспособных научных школ, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях.
- Развитие и повышение эффективности использования материально-технической базы научных организаций, обеспечение ее доступности для широкого круга исследователей.
- Расширение практики междисциплинарных исследований и разработок.
- Принципиальное усиление роли и увеличение масштабов научно-исследовательской деятельности вузов, обеспечение интеграции исследовательских и образовательных процессов.
- Создание единого научно-технологического пространства страны, обеспечение «стыковки» приоритетов развития промышленности и научно-образовательной сферы.
- Развитие кадрового потенциала науки, эффективное восполнение и повышение квалификации научно-исследовательских кадров, усиление мотивации сотрудников, повышение мобильности ученых, расширения возможностей профессиональной самореализации талантливой молодежи в научной сфере.
- Повышение результативности государственного сектора исследований и разработок, эффективности использования государственной собственности в научной сфере.
2. Формирование условий для научно-технических прорывов, потенциала для опережающего инновационного развития по отдельным перспективным направлениям, создания новых секторов экономики, в том числе:
- Формирование долгосрочных прогнозов научного и технологического развития.
- Координация усилий и концентрация ресурсов государства, науки и бизнеса на прорывных направлениях развития науки и техники.
- Поддержка формирования междисциплинарных «центров превосходства», крупных научных, научно-производственных и научно-образовательных интегрированных структур по прорывным направлениям развития науки и техники.
3. Усиление влияния сектора исследований и разработок на другие отрасли и сферы деятельности, усиление мультипликативных эффектов для инновационного развития экономики в целом, в том числе:
- Расширение масштабов и развитие инструментов стимулирования взаимодействия научных организаций с бизнесом, развитие механизмов и форм влияния бизнеса на направления исследований и разработок для повышения востребованности их результатов.
- Интеграция научной и образовательной деятельности, вовлечение учащихся в исследовательский процесс.
- Поддержка формирования «инновационного пояса» научных и образовательных организаций.
- Ускоренное развитие организационных и экономических механизмов интеграции высшей школы, науки и высокотехнологичного производства.
- Поддержка развития корпоративной науки, в том числе на основе использования ресурсов государственного сектора исследований и разработок и применения различных механизмов государственно-частного партнерства.
- Подготовка квалифицированных специалистов в инновационной сфере, в частности в области коммерциализации результатов исследований и разработок.
4. Эффективная интеграция российского сектора исследований и разработок в глобальную инновационную систему, в том числе:
- Формирование системы оценки глобальной конкурентоспособности сектора российского сектора исследований и разработок.
- Развитие инструментов и расширение масштабов международного сотрудничества на уровне как научных организаций, так и творческих коллективов (подразделений, лабораторий) и отдельных исследователей.
- Обеспечение доступа российских ученых к исследовательской базе ведущих зарубежных научных центров.
- Создание положительного имиджа российского сектора исследований и разработок за рубежом, упрочение репутации и повышение международного престижа российской науки.
- Развитие программ международного академического обмена, поддержка привлечения ученых мирового уровня для исследовательской и преподавательской деятельности в России.
Целевые индикаторы и показатели Программы
- Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки.
- Удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей.
- Удельный вес России в общемировом числе публикаций, % к общему числу публикаций в журналах, индексируемых в Scopus.
- Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10000 населения).
Этапы и сроки реализации Программы
- Первый этап – 2012-2016 годы.
- Второй этап – 2017-2020 годы.
Объемы бюджетных ассигнований Программы
Прогнозный объем финансирования программы (в ценах соответствующих лет) составляет:2012 – 2020 гг.2 615 479,8 млн. рублей – за счет средств федерального бюджета;В том числе:
- 2012 год – 230 686,8 млн. рублей;
- 2013 год – 171 063,0 млн. рублей;
- 2014 год – 224 170,0 млн. рублей;
- 2015 год – 252 760,0 млн. рублей;
- 2016 год – 281 710,0 млн. рублей;
- 2017 год – 316 850,0 млн. рублей;
- 2018 год – 348 800,0 млн. рублей;
- 2019 год – 379 150,0 млн. рублей;
- 2020 год – 412 290,0 млн. рублей.
Ожидаемые результаты реализации Программы
- Превращение российского сектора исследований и разработок в базовый ресурс для качественного изменения структуры отечественной экономики и ее перехода к модели устойчивого инновационного развития.
- Формирование опережающего научно-технологического задела по перспективным направлениям технологической модернизации;создание сети «центров превосходства» по прорывным направлениям развития науки и техники.
- Обеспечение эффективной интеграции российского научно-технологического комплекса в глобальную инновационную систему, подтверждение и укрепление статуса России как мировой научной державы.
- Принципиальное повышение привлекательности профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок, создание необходимых условий для привлечения и закрепления научных кадров, профессионального роста и самореализации исследователей в отечественной науке.
График распределения средств между участниками:
Источник: Программный продукт Единая База Знаний «G3 Государственные Программы»