Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации №2539-р от 27 декабря 2012 года. Ответственный исполнитель: Минпромторг России. Соисполнитель: Росстандарт.
Цель программы: создание в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету программы), способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду и разработке передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения обороноспособности страны.
Задачи программы:
- опережающее создание инновационной инфраструктуры для развития новых отраслей;
- снятие регуляторных барьеров и формирование паритетных условий для вывода на рынок инновационной продукции;
- стимулирование увеличения доли внебюджетных источников финансирования;
- поэтапное сокращение объемов прямого государственного финансирования отраслей;
- фокусировка инструментов государственной поддержки на стимулировании спроса;
- обновление технологической базы соответствующих отраслей промышленности;
- стимулирование научных исследований и разработок, направленных на создание новых технологий и материалов;
- обеспечение для российских компаний равных условий конкуренции на российском и мировом рынке;
- стимулирование экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью
- развитие конкуренции, в том числе через поэтапное сокращение доли государства в капитале компаний;
- координация программ технологического развития отраслей промышленности с тенденциями спроса на технологическую продукцию в потребляющих отраслях энергетического и сырьевого сектора экономики;
- повышение эффективности использования производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса для обеспечения
разработки и производства новых видов вооружения и военной техники.
В сферах технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений требуется:
- создание в Российской Федерации эффективной системы технического регулирования;
- совершенствование национальной системы стандартизации, гармонизация национальных стандартов Российской Федерации с международными стандартами;
- обеспечение единства измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики;
- недопущение научного и технологического отставания России от признаваемого мирового уровня точности измерений, сохранение метрологического суверенитета России.
Структура государственной программы:
Подпрограммы:
- Подпрограмма 1 «Автомобильная промышленность».
- Подпрограмма 2 «Сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность».
- Подпрограмма 3 «Машиностроение специализированных производств».
- Подпрограмма 4 «Легкая промышленность и народные художественные промыслы».
- Подпрограмма 5 «Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса».
- Подпрограмма 6 «Транспортное машиностроение».
- Подпрограмма 7 «Станкоинструментальная промышленность».
- Подпрограмма 8 «Тяжелое машиностроение».
- Подпрограмма 9 «Силовая электротехника и энергетическое машиностроение».
- Подпрограмма 10 «Металлургия».
- Подпрограмма 11 «Лесопромышленный комплекс».
- Подпрограмма 12 «Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений».
- Подпрограмма 13 «Химический комплекс».
- Подпрограмма 14 «Конструкционные и функциональные композиционные материалы нового поколения».
- Подпрограмма 15 «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов».
- Подпрограмма 16 «Современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт».
- Подпрограмма 17 «Обеспечение реализации государственной программы».
Программно-целевые инструменты:
- Федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».
Целевые индикаторы и показатели:
- индекс роста объемов производства;
- динамика производства к 2011 году;
- индекс роста производительности труда;
- индекс роста инвестиций в сопоставимых ценах интенсивность затрат на технологические инновации организаций промышленного производства;
- совокупный уровень инновационной активности организаций промышленного производства;
- экспорт российских высокотехнологичных товаров;
- внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования (бюджетные и внебюджетные средства);
- уровень гармонизации национальных стандартов Российской Федерации с международными стандартами (ответственный Росстандарт).
Участники программы:
- Министерство образования и науки Российской Федерации;
- Министерство финансов Российской Федерации;
- Министерство обороны Российской Федерации;
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года» реализуется в 2012 — 2020 годах в 2 этапа:
- Этап 1: 2012 — 2015 годы
- Этап 2: 2016-2020 годы
Реализация государственной программы позволит получть следующие результаты:
- Для отраслей, ориентированных на создание новых видов инновационной продукции (композиты, редкие и редкоземельные материалы) будет создана полноценная инфраструктура, включая пилотные, опытно-промышленные, промышленные предприятия, инжиниринговые компании и центры отработки технологий применения инновационных продуктов и технологий; обеспечена локализация в России инновационных производств и исследовательских центров ведущих международных технологических корпораций, сформирована эффективная система поддержки спроса на продукцию новых отраслей; созданы новые рабочие места в отраслях, требующих высококвалифицированных кадров.
- Результатом развития отраслей, ориентированных на потребительский рынок (прежде всего автомобилестроение) будет повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, расширение ассортимента и значительный рост объемов выпускаемой продукции, значительный рост инвестиций в расширение производственных мощностей, совершенствование системы регулирования рынков и формирование спроса на квалифицированную рабочую силу в производственном секторе и непроизводственной экосистеме.
- Отрасли, ориентированные на инвестиционный спрос (машиностроение, станко-инструментальная промышленность и др.) проведут модернизацию технологической базы, обеспечат значительный по объему приток внебюджетных инвестиций в обновление основных фондов и увеличение производственной мощности, сформируют потенциал для развития на мировых рынках за счет повышения производственной эффективности и энергоэффективности, обеспечат рост производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования.
- Положительное системное воздействие на развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности окажет разработка технических регламентов и национальных стандартов, будет способствовать устранению неоправданных технических барьеров в торговле путем гармонизации национальных стандартов и классификаторов с международными стандартами, а также увеличение количества разработанных, внедренных и запатентованных технологий.
- Уровень гармонизации национальных стандартов с международными в 2015 году составит 48%, в 2020 годы 56,5%.
- Обеспечение ежегодного обновления фонда национальных стандартов на уровне, соответствующем мировому (10-12%).
- Применение современных национальных стандартов и средств измерений позволит российским товаропроизводителям повысить экспорт их продукции на 5-7%.
- Будут созданы необходимые условия для продвижения инновационной российской продукции и технологий на мировые рынки, обеспечено наиболее полное развитие потенциала современной российской метрологической инфраструктуры, создание эталонов нового поколения.
- В совокупности использования национальных стандартов и обеспечения единства измерений в экономике России даст прирост ВВП на 2 % ежегодно.
- Результатом реализации программных мероприятий в ОПК станет рост эффективности использования потенциала оборонно-промышленного комплекса и развитие научной и технической базы для производства новых видов вооружения и военной техники.
- Важным результатом будет выполнение международных обязательств Российской Федерации по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении по срокам, показателям и объемам в соответствии с федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».
Объёмы бюджетных ассигнований, тыс. рублей
Подпрограмма | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Подпрограмма 1 «Автомобильная промышленность» | 9517472,00 | 10054155,00 | 11070000,00 | 5582000,00 | 5582000,00 | 5582000,00 | 5582000,00 | 5582000,00 |
Подпрограмма 2 «Сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность» | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Подпрограмма 3 «Машиностроение специализированных производств» | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Подпрограмма 4 «Легкая промышленность и народные художественные промыслы» | 1410000,00 | 680000,00 | 250000,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Подпрограмма 5 «Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса» | 4807183,90 | 5135184,30 | 4607184,30 | 3693430,00 | 3693430,00 | 3693430,00 | 3693430,00 | 3693430,00 |
Подпрограмма 6 «Транспортное машиностроение» | 2506000,00 | 2950800,00 | 2868550,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Подпрограмма 7 «Станкоинструментальная промышленность» | 2692100,00 | 2397000,00 | 1868500,00 | 1500000,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Подпрограмма 8 «Тяжелое машиностроение» | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Подпрограмма 9 «Силовая электротехника и энергетическое машиностроение» | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Подпрограмма 10 «Металлургия» | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Подпрограмма 11 «Лесопромышленный комплекс» | 1150000,00 | 380000,00 | 120000,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Подпрограмма 12 «Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений» | 1659987,40 | 1661089,50 | 1532252,70 | 1554106,50 | 1557780,30 | 1561637,80 | 1564025,80 | 1566046,40 |
Подпрограмма 13 «Химический комплекс» | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Подпрограмма 14 «Конструкционные и функциональные композиционные материалы нового поколения» | 1000000,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Подпрограмма 15 «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов» | 1872762,00 | 2253666,00 | 2940783,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Подпрограмма 16 «Современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт» | 1000000,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Подпрограмма 17 «Обеспечение реализации государственной программы» | 3781509,60 | 1819103,00 | 626718,60 | 635050,60 | 654707,60 | 674918,50 | 694858,60 | 714438,20 |
ФЦП «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» | 20251485,50 | 10063559,00 | 4078359,50 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
ИТОГО: | 50775738,40 | 37013652,80 | 29275231,10 | 15905370,10 | 11487917,90 | 11511986,30 | 11534314,40 | 11555914,60 |