Цель и задачи Программы

         Стратегической целью Программы является: совершенствование системы охраны здоровья граждан в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Стратегическая цель Программы достигается к 2020 году посредством снижение значений следующих показателей:

  • смертность от всех причин – до 10,3 случая на 1000 населения;
  • младенческая смертность – до 6,4 случая на 1000 родившихся живыми;
  • материнская смертность – до 15,5 случая на 100 тыс. населения;
  • смертность от болезней системы кровообращения – до 551,4 случая на 100 тыс. населения;
  • смертность от дорожно–транспортных травм – до 10 случая на 100 тыс. населения;
  • смертность от новообразований – до 189,5 случая на 100 тыс. населения;
  • смертность от туберкулеза – до 8,2 случаев на 100 тыс. населения;
  • потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) – до 10 литров на душу населения в год;
  • распространенность потребления табака среди взрослого населения – до 25%;
  • распространенность потребления табака среди детей и подростков – до 15%;
  • заболеваемость туберкулезом – до 35,0 случаев на 100 тыс. населения;

повышение к 2020 году значений следующих показателей:

  • ожидаемая продолжительность жизни при рождении до 75,7 лет;

достижения к 2018 году значений следующих показателей:

  • соотношения заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, к средней заработной плате в соответствующем регионе – 200%;
  • соотношение заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала к средней заработной плате в соответствующем регионе – 100%;
  • соотношение заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате в соответствующем регионе – 100%.

Задачи Программы

Задачи превращения России в глобального лидера мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния диктуют новые требования к системе здравоохранения.

Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико–санитарной помощи

В направлении решения данной задачи необходимо повышать эффективность первичной медико–санитарной помощи, оптимизировать совокупный коечный фонд, повышать эффективность стационарной помощи. Практическая реализация перехода к здоровому образу жизни невозможна без приближения профилактической медицины к человеку. В этой связи приоритетным является обеспечение населения, прежде всего здоровых людей и лиц с хроническими заболеваниями вне обострения, профилактической помощью шаговой доступности. Необходима разработка и внедрение механизмов стимулирования поликлинического звена на возможно более раннее выявление заболеваний и недопущение развития заболеваний до стадии, приводящей к госпитализации. Реализация данных мер направлена на улучшение показателей временной потери трудоспособности работающего населения.

Формирование у населения ответственного отношения к своему здоровью, отказ от табакокурения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, обеспечение условий для ведения здорового образа жизни, коррекция и регулярный контроль поведенческих и биологических факторов риска неинфекционных заболеваний на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях должны стать важнейшим направлением политики в области охраны здоровья.

Неинфекционные заболевания (болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, болезни органов дыхания и сахарный диабет) являются причиной более 80% всех смертей населения Российской Федерации, при этом 56% всех смертей обусловлены сердечно–сосудистыми заболеваниями. В основе развития неинфекционных заболеваний находится единая группа факторов риска, связанных с нездоровым образом жизни (курение, низкая физическая активность, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем).

Всемирной организацией здравоохранения определены 7 ведущих факторов риска, вносящих основной вклад в преждевременную смертность населения России, среди которых:

  • повышенное артериальное давление (35,5%), гиперхолестеринемия (23%),
  • курение (17,1%),
  • нездоровое питание, недостаточное употребление фруктов и овощей (12,9%),
  • ожирение (12,5%),
  • злоупотребление алкоголем (11,9%), низкая физическая активность (9%).

Факторы риска могут накапливаться у индивидуумов и взаимодействовать друг с другом, создавая множественный эффект: наличие нескольких факторов риска у одного человека повышает риск его смерти от болезней системы кровообращения в 5–7 раз.

На опыте многих стран (Финляндия, США, Великобритания, Новая Зеландия и др.) доказано, что модификация образа жизни и снижение уровня факторов риска могут замедлить развитие болезней системы кровообращения как до, так и после появления клинических симптомов.

Систематический анализ показывает, что за счет изменения образа жизни и характера питания можно снизить риск смерти от ишемической болезни сердца как в популяции, так и среди больных с этим заболеванием. Так, прекращение курения снижает риск, соответственно, на 35% и 50%, повышение физической активности – на 25% и 20–30%, умеренное потребление алкоголя – на 25% и 15%, изменение хотя бы 2 факторов в питании – на 45% и 15–40%.

Другой систематический анализ показывает, что лечение больных ишемической болезнью сердца и другими болезнями системы кровообращения лекарственными препаратами из группы антиагрегантов снижает риск развития осложнений у таких больных на 20–30%, бета–блокаторами – на 20–35%, ингибиторами АПФ – на 22–25%, статинами – на 25–42%.

Анализ причин существенного уменьшения смертности от болезней системы кровообращения во многих странах показал, что вклад оздоровления (изменения образа жизни) и снижения уровней факторов риска в уменьшение такой смертности составляет от 44% до 60% .

Факторный анализ причин, приводящих к высоким показателям заболеваемости онкологическими заболеваниями и смертности показал, что влияние факторов группы А (табакокурение, чрезмерное употребление алкоголя, избыточный вес тела, несбалансированность питания, другие факторы (производство, природная среда, жилище, влияние инфекционных канцерогенных факторов и др.) составляет 65%, а факторы группы Б (несвоевременное выявление и лечение предраковых заболеваний, поздняя диагностика рака, отсутствие скрининга, отсутствие формирования и наблюдения за группами риска, нерегулярные профилактические осмотры населения, отсутствие диспансеризации групп риска,отсутствие онкологической настороженности врачей первичной сети, отсутствие просветительской работы среди населения, недостаточная работа по мотивации населения для активного и сознательного участия в скрининговых мероприятиях, отсутствие единых программ скрининга на федеральном уровне, отсутствие регистра лиц, включенных в скрининговые программы) составляет 35%.

Основой пропаганды здорового образа жизни наряду с информированием населения о вреде потребления табака, нерационального и несбалансированного питания, низкой физической активности, злоупотребления алкоголем, наркотиками и токсическими веществами должно стать обучение навыкам по соблюдению правил гигиены, режима труда и учебы. При этом повышение мотивации населения к ведению здорового образа жизни должно сопровождаться созданием соответствующих для этого условий. Кроме того, приоритет должен быть отдан мерам не только своевременного выявления факторов риска и неинфекционных заболеваний, но и своевременной их коррекции.

При реформировании системы первичной медико–санитарной помощи населению на первый план выходят задачи по изменению системы оказания помощи сельскому населению; модернизации существующих учреждений и их подразделений; выстраиванию потоков пациентов с формированием единых принципов маршрутизации; развитию новых форм оказания медицинской помощи – стационар замещающих и выездных методов работы; развитию неотложной помощи на базе поликлинических подразделений; совершенствованию принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.

Выстраивание современной системы оказания первичной медико–санитарной помощи населению должно включать как самые малочисленные населенные пункты, так и крупные города.

Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации

Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых, сложных и (или) уникальных, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, включая клеточные технологии, роботизированную технику, информационные технологии и методы генной инженерии, разработанные на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Для повышения доступности и качества медицинской помощи будет осуществляться реализация мероприятий, направленных на совершенствование организационной системы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, совершенствование оказания медицинской помощи при социально значимых заболеваниях, в том числе больным с болезнями системы кровообращения, туберкулезом, онкологическими, эндокринными и некоторыми другими заболеваниями, внедрение в практику инновационных методов лечения, развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально–техническое и технологическое оснащение лечебно–профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации.

Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании» предусматривается включение с 2015 года высокотехнологичной медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования. Одним из условий такого включения является развитие возможности оказания высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации.

Основными задачами оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации на современном этапе должны являться оказание больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма, и доставка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной специализированной медицинской помощи. Эта работа должна осуществляться, в основном, фельдшерскими бригадами.

Необходимо повысить роль и эффективность использования врачебных бригад скорой медицинской помощи в качестве бригад интенсивной терапии и, при необходимости, узкоспециализированных бригад.

Успешное решение проблем организации и оказания населению скорой медицинской помощи возможно только в тесной увязке с совершенствованием работы амбулаторно–поликлинической службы, в том числе с переходом на организацию первичной медицинской помощи по принципу врача общей врачебной практики (семейного врача), стационаров дневного пребывания, стационаров на дому.

Развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения

В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении. Развитие информационных технологий и появление прогрессивных технологий вычисления и обработки информации позволит применять в области охраны здоровья прогностические подходы, основанные на моделировании. В первую очередь интерес вызывает возможность создания эпидемиологических моделей, которые позволят анализировать и прогнозировать распространенность различных заболеваний в популяции, тем самым увеличивая эффективность мероприятий профилактического характера.

Очевидна необходимость формирования целевых научных программ по приоритетным направлениям в целях поддержания здоровья населения и формирования здорового образа жизни, разработки и внедрения новых эффективных технологий ранней диагностики в практику системы здравоохранения.

С учетом прогнозов интенсивного внедрения биомедицинских технологий в передовую практику здравоохранения развитых стран, важной задачей является создание необходимых условий для разработки и внедрения подобных продуктов и технологий в отечественную систему здравоохранения.

Повышение эффективности службы родовспоможения и детства

Вопросы охраны здоровья матери и ребенка названы в качестве приоритетных во всех основополагающих документах о развитии здравоохранения, цели снижения материнской, младенческой и детской смертности провозглашены в числе целей развития тысячелетия ООН. Снижение материнской, младенческой и детской смертности представляет большую сложность в силу наличия многочисленных факторов, в основном трудно управляемых, которые влияют на эти показатели. Показатель материнской смертности зависит от социально–экономического состояния страны, географических особенностей, развития медицинской помощи, культурного и образовательного уровня населения.

В России в 2011 г. показатель материнской смертности составил 16,2 на 100 тыс. родившихся живыми. При таком уровне показателя ежегодно умирает 320–350 женщин трудоспособного возраста, что ложится тяжким бременем на семьи, снижает число детей, которые могли бы родиться в будущем, увеличивает недопроизведенный вклад в ВВП. По данным ВОЗ, среднеевропейский показатель материнской смертности в 2010 г. составил 20 на 100 тыс. родившихся живыми и за период 2005–2010 годы снизился всего на 9,1%. Наиболее низкая материнская смертность в странах с развитой экономикой, высокой плотностью населения, развитой транспортной инфраструктурой. Например, в Германии в 2010 году показатель материнской смертности составил 7,0 на 100 тыс. родившихся живыми, во Франции – 8,0, в Великобритании – 12,0. В то же время в странах Восточной Европы показатель материнской смертности значительно выше. В частности, в Республике Молдова показатель материнской смертности в 2010 г. составил 41,0 на 100 тыс. родившихся живыми, в Латвии – 34,0, в Украине – 32,0, в Румынии – 27,0, в Венгрии – 21,0.

В странах с большей площадью территории, при прочих равных условиях, он обычно выше, чем в небольших по протяженности странах – в США показатель материнской смертности 21,0 в 2010 г., в Канаде –12.

Младенческая смертность имеет аналогичные закономерности – низкие показатели младенческой смертности характерны для стран с высоким уровнем жизни населения, небольшой площадью территории и высокой плотностью населения. Например, в Германии в 2010 г. показатель младенческой смертности составил 3,5 на 1 000 родившихся живыми, во Франции – 4,1, в Великобритании – 5,0, в Бельгии – 3,5, в Австрии – 3,9. В странах с высоким уровнем жизни населения, но большой протяженностью территории, наличием регионов с низкой плотностью населения показатель младенческой смертности несколько выше. Например, в США показатель младенческой смертности в 2010 г. составил 6,0 на 1000 родившихся живыми, в Канаде – 5,0, в Австралии – 5,0.

В то же время в некоторых странах Европы показатель младенческой смертности выше, чем в Российской Федерации. В частности, в Республике Молдова показатель младенческой смертности в 2010 г. составил 11,8 на 1 000 родившихся живыми, в Украине – 9,1, в Румынии – 9,8, в Черногории – 10,0, в Македонии – 7,7 .

Низкие показатели материнской и младенческой смертности в определенной мере коррелируют с затратами на здравоохранение (в % от ВВП), которые составляют – в США – 15,2%, в Германии – 11,1%, во Франции – 10,1%. В России рост объема расходов на здравоохранение с 3,1  до 3,7% от ВВП сопровождался снижением показателей материнской и младенческой смертности.  На уровень младенческой смертности влияет целый ряд факторов, требующих междисциплинарного подхода.

Прежде всего, это состояние материально–технической базы учреждений родовспоможения и детства. До настоящего времени большинство регионов не полностью обеспечены койками реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, располагающих современным высокотехнологичным оборудованием. Не сформирована сеть перинатальных центров, в которых оказывается медицинская помощь наиболее тяжелому контингенту беременных, рожениц, родильниц и новорожденных детей. В развитых государствах перинатальные центры организуются из расчета 1 центр на 1 млн. населения в странах с высокой плотностью населения, и на 500 тыс. населения в странах с низкой плотностью. При таком расчете количество перинатальных центров в России требует существенного увеличения.

Наличие высококвалифицированных специалистов в учреждениях родовспоможения и детства играет огромную роль в снижении показателя младенческой смертности. В России имеется огромный кадровый дефицит как неонатологов, так и медицинских сестер, что связано, в первую очередь, с низкой заработной платой. Как правило, в Российской Федерации на 1 медицинскую сестру отделения реанимации и интенсивной терапии для новорожденных приходится от 4 до 10 критически больных новорожденных. В США и странах Европы на 1 медицинскую сестру приходится 1 крайне тяжелый больной новорожденный, или 2 тяжело больных новорожденных, или 3 стабильных ребенка.

Большое влияние на качество оказания медицинской помощи новорожденным, родившимся с патологией, и результат их лечения оказывает уровень финансирования медицинских организаций. В Российской Федерации стоимость лечения одного ребенка в отделении реанимации составляет в сутки около 200–300 долларов США. В Великобритании стоимость лечения в сутки составляет 1600–2000 фунтов стерлингов. В США в зависимости от тяжести состояния новорожденного она колеблется в пределах от 2000 до 5000 долларов США, в странах Европы – от 1500 до 4000 евро в сутки. При этом значительная доля средств приходится на оплату труда медицинских работников.

Другие факторы также оказывают существенное влияние на уровень материнской и младенческой смертности – качество дорожного сообщения, достаточная доступность автомобильного и авиационного санитарного транспорта, здоровый образ жизни населения, контроль миграционных процессов.

Снижение младенческой и детской смертности от травм, насильственных действий, пренебрежения родителями из социально неблагополучных семей здоровьем и благополучием своих детей является зоной ответственности не только и не столько медицинских работников, сколько органов социальной защиты населения, МВД России, МЧС России и др.

Таким образом, улучшая доступность, качество и организацию медицинской помощи матерям и детям, снижая число абортов, возможно снизить материнскую и младенческую смертность к 2020 г. до уровня 6,5–6,0%, материнскую – до уровня 15,5 – 15,0 на 100 тыс. родившихся живыми. Снижение младенческой смертности до уровня 3–4%, а материнской – до 5–8 возможно только при развитии экономики, транспортной инфраструктуры, ответственного отношения населения к своему здоровью, сопоставимых с уровнем наиболее развитых стран западной Европы.

Снижение показателя младенческой смертности с 8,5% (с учетом новых критериев регистрации) до 6,4% скажется на сохранении не менее 4 тысяч детских жизней ежегодно. Поскольку каждый случай смерти ребенка обусловливает недопроизведенный вклад в ВВП в 6 млн рублей, суммарный показатель потерь ВВП при сохранении показателя на текущем уровне составит 24 млрд. рублей. Даже если учесть возможную выплату пенсий по инвалидности максимум 5% спасенных детей, то эта сумма составит 100 млн. рублей, а общий прирост ВВП за счет спасенных жизней составит 23,9 млрд. руб. Но эти расчеты, конечно, не могут учесть всю пользу от реализации программы – улучшение качества помощи приведет к снижению смертности детей до 5 лет и до 17 лет, что в еще большей степени повысит ожидаемый прирост вклада в ВВП, повышению удовлетворенность населения системой здравоохранения в стране, что, опосредованно, может способствовать повышению рождаемости.

Поскольку смертность новорожденных составляет 55–70% от младенческой и 40% от смертности детей до 5 лет, важным направлением снижения смертности детского населения является улучшение помощи новорожденным, чрезвычайно значимым аспектом которой является развитие сети перинатальных центров. Перинатальный центр – это не только яркое и наглядное свидетельство заботы государства о матерях и детях, это по своей сути высокотехнологичные центры, которые позволяют обеспечивать эффективную помощь при самой тяжелой патологии, развивать инновационные методы лечения (также, как фетальная и неонатальная хирургия, реанимационно–интенсивная помощь матерям и детям при критических состояниях). Создание сети перинатальных центров позволит перейти в рамках всей страны к полноценной и эффективно функционирующей трехуровневой системе оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов и новорожденным, что повысит квалификацию медицинских кадров и качество оказания медицинской помощи во всех без исключения родовспомогательных учреждениях. Фактически в рамках Программы планируется создание стройной системы не только оказания дифференцированной по уровням помощи, но и системы взаимодействия, мониторинга, обучения кадров с использованием симуляционных центров. Предусматривается создание абсолютно новой системы взаимоотношений учреждений акушерского и педиатрического профилей в территории, ужесточение требований и создание возможностей полноценной и адекватной маршрутизации пациентов, изменение форм отчетности, создание новых подходов к мотивации персонала.

После массового ввода в эксплуатацию перинатальных центров в 2010–2011 годах материнская смертность в стране снизилась с 22,0 на 100 тыс. родившихся живыми в 2009 г. до 16,2 в 2011 г., т.е. на 26,4%, младенческая смертность – соответственно с 8,1 на 1000 родившихся живыми до 7,4, т.е. на 8,6%. Причем в субъектах Российской Федерации, где функционируют перинатальные центры, снижение показателей было более значительным.

Фактически благодаря перинатальным центрам были созданы условия для перехода Российской Федерации в 2012 г. на международные критерии регистрации рождений, рекомендованные ВОЗ, начиная с массы тела 500,0 г, что, хотя формально и приведет к определенному росту младенческой смертности, но, в то же время, позволит ежегодно сохранять более тысячи детских жизней. На решение задачи по улучшению выхаживания детей с экстремально низкой массой тела и снижению уровня инвалидности у этого контингента направлен и раздел программы, касающийся улучшения оснащения отделений реанимации и патологии новорожденных детей, поскольку процесс жизнеобеспечения этих детей требует современнейшего высокотехнологичного оборудования. Этот раздел неразрывно связан с развитием сети перинатальных центров.

Для снижения смертности детей чрезвычайно важна отлаженная система раннего выявления и коррекции нарушений развития. Наиболее эффективным инструментом профилактики врожденных и наследственных болезней является комплексная пренатальная (дородовая) диагностика, включающая ультразвуковой и биохимический скрининг на сывороточные маркеры матери, программу индивидуального риска, инвазивные методы диагностики (молекулярно–генетические, цитогенетические исследования, секвенирование). Эффективность пренатальной диагностики может быть обеспечена только массовым обследованием беременных женщин в установленные сроки, на обеспечение чего и направлен данный раздел Программы. На обеспечение эффективной коррекции выявленных при пренатальной диагностике нарушений направлено развитие неонатальной хирургии, а ранняя коррекция выявленных при неонатальном скрининге изменений метаболизма позволит в будущем создать больному ребенку возможности и условия для нормального развития, получения образования, профессиональной подготовки, последующего трудоустройства и полноценной жизни. Дальнейшее развитие пренатальной диагностики позволит на 50% снизить число детей, рождающихся с врожденными аномалиями развития, и на 50–70% снизить смертность детей от тяжелых пороков развития.

До настоящего времени сохраняется высокая потребность в развитии специализированной медицинской помощи для детей. В 14 регионах Российской Федерации отсутствуют краевые, республиканские, областные детские многопрофильные больницы. В ряде регионов имеющиеся медицинские организации педиатрического профиля не соответствуют современным требованиям, позволяющим выхаживать детей с тяжелой патологией, в том числе детей первого года жизни и, в первую очередь, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела. Такая ситуация требует разрешения, так как не позволяет обеспечить в полной мере доступность и качество медицинской помощи детям. Не в полной мере обеспечены качественной медицинской помощью дети с онкологическими заболеваниями, не создана система оказания медицинской помощи детям с аутоиммунными заболеваниями и заболеваниями иммунного генеза, малодоступной остается нейрохирургическая и травматолого–ортопедическая помощь детям, требует серьезной модернизации психиатрическая, наркологическая и фтизиатрическая помощь.

Залогом повышения качества медицинской помощи детям станет развитие в субъектах Российской Федерации многопрофильных и специализированных педиатрических стационаров с учетом региональных потребностей в конкретных видах медицинской помощи.

Решение вопроса государственной поддержки строительства и реконструкции областных (краевых, республиканских) детских многопрофильных стационаров, структура которых должна полностью соответствовать современным требованиям, позволит обеспечить реальное достижение целей и задач Программы. Более того, этот раздел неразрывно связан с развитием сети перинатальных центров. Поскольку на базе перинатальных центров медицинская помощь детям оказывается только в первые дни и месяцы жизни, детские больницы должны являться важнейшей частью функциональной сети, обеспечивающей весь цикл помощи ребенку.

Актуальной остается проблема профилактики вертикальной передачи ВИЧ от матери к ребенку. Несмотря на высокие цифры проведения химиопрофилактики ВИЧ–инфицированным беременным, передача инфекции при перинатальных контактах остается высокой, в целом по стране на уровне около 6%, что, вероятно, свидетельствует о недостаточно высокой эффективности химиопрофилактики вертикальной передачи ВИЧ от матери ребенку, и диктует необходимость совершенствования системы оказания данного вида помощи и его мониторинга.

Развитие оказания медицинской реабилитации населению и совершенствование системы санаторно–курортного лечения, в том числе детей

Важной составляющей решения задачи повышения качества и доступности медицинской помощи является развитие системы медицинской реабилитации, санаторно–курортного лечения. Анализ оказания медицинской реабилитации в Российской Федерации показал, что она требует серьезной реорганизации и приведения ее в стройную систему комплексной реабилитации.

В настоящее время трудности в доступности медицинской реабилитации связаны с дефицитом реабилитационных коек, медленным внедрением современных, сертифицированных в России комплексных технологий реабилитации, недостаточной численностью профессионально подготовленных медицинских кадров, слабой материально–технической базой реабилитационных учреждений.

Дефицит коечного фонда для оказания помощи по медицинской реабилитации детей, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, а также дефицит подготовленных медицинских кадров (врачей и средних медицинских работников) не позволяет в полной мере удовлетворить потребность в данных медицинских услугах. В настоящее время медицинскую реабилитацию получают лишь 50% из детей, нуждающихся в ней.

Проблема повышения доступности и качества медицинской реабилитации и санаторно– курортного лечения актуальна и в педиатрии и обусловлена увеличением численности детей, страдающих тяжелыми хроническими (инвалидизирующими) заболеваниями, и детей– инвалидов. В Российской Федерации на 01.01.2012 зарегистрировано более 500 тыс. детей– инвалидов, из них более 340 тысяч нуждаются в медицинской реабилитации. Потребность в реабилитационной помощи другим контингентам детей значительно выше. В настоящее время медицинскую реабилитацию получают лишь 50% из детей, нуждающихся в ней.

Решение проблем охраны здоровья и социальной защиты детей, страдающих тяжелыми хроническими (инвалидизирующими) заболеваниями, детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей возможно при обеспечении доступности и качества медицинской реабилитации путем дальнейшего развития сети детских профильных реабилитационных учреждений (региональных, межрайонных), а также комплексов для осуществления высокотехнологичных методов лечения с койками (филиалами стационаров) для долечивания и реабилитации. Решение этой задачи позволит снизить нагрузку на «дорогие» койки в стационарах, повысить их пропускную способность.

Современный уровень развития мировой медицины требует объективной оценки (по критериям доказательной медицины) эффективности санаторно–курортного лечения, а также совершенствования имеющихся и разработки новых оздоровительных и лечебных методик.

В настоящий момент существует острая необходимость в комплексе мероприятий, направленных на сохранение потенциала курортной сферы и формирование современного курортного комплекса, способного решать как медико–социальные задачи обеспечения доступного населению, эффективного санаторно–курортного лечения, так и экономические проблемы формирования сферы курортного дела. При этом следует учитывать, что упадок курортного дела в России, безусловно, стал одним из важных факторов ухудшения показателей здоровья нации. В этих условиях восстановление системы санаторно–курортного лечения и оздоровления, доступности его для основной массы населения, возрождение российских курортов представляется важной общенациональной задачей, способной внести большой вклад в повышение уровня общественного здоровья народа.

Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей

На фоне демографического старения населения в Российской Федерации с каждым годом увеличивается количество больных, нуждающихся в оказании паллиативной помощи.

Чрезвычайно важными являются не только медицинские, но и социальные, духовные и психологические аспекты оказания паллиативной помощи инкурабельным больным.

Основными направлениями при оказании паллиативной помощи инкурабельным больным должны быть не только уменьшение страданий пациентов, но и адекватная психологическая помощь, социальная поддержка, общение с родственниками, позволяющие подготовить членов семьи к неизбежному финалу.

С целью создания оптимальных условий для детей, страдающих неизлечимыми, ограничивающими продолжительность жизни заболеваниями, а также помощи членам семьи в условиях неизлечимой болезни ребенка планируется развитие сети медико–социальных учреждений, специализирующихся на оказании паллиативной помощи детям в Российской Федерации (открытие отделений паллиативной помощи детям в многопрофильных больницах и самостоятельных учреждений–хосписов), исходя из примерного расчета 2–3 койки на 100 тыс. детского населения.

Концепция паллиативной помощи состоит в том, что борьба с болью, решение психологических, социальных или духовных проблем пациентов приобретает первостепенное значение. Таким образом, основной задачей оказания медицинской помощи умирающему больному становится обеспечение, насколько это возможно, человеку достойного качества жизни на ее завершающем этапе.

Создание отделений паллиативной помощи позволит снизить нагрузку на дорогостоящие койки, на которых оказывается реанимационно–интенсивная помощь, не менее чем на 15 %.

Необходимо отметить, что в настоящее время в образовательных медицинских учреждениях на додипломном уровне на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения не представлены организационные и социально–медицинские аспекты паллиативной помощи.

Это свидетельствует о необходимости введения преподавания основ паллиативной помощи не только студентам вузов, но и на последипломном этапе как для врачей всех специальностей, так и для организаторов здравоохранения.

Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами

В этом направлении наиболее актуальной остается задача по созданию системы непрерывного профессионального образования в целях подготовки высококвалифицированных специалистов, ориентированных на постоянное совершенствование собственных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения и сохранения высокого качества профессиональной деятельности.

Планируется проведение мероприятий по совершенствованию системы практической подготовки медицинских и фармацевтических работников в целях обеспечения повышения качества профессиональной подготовки, расширения перечня навыков и умений, приобретаемых специалистом в период обучения.

Будут сформированы и внедрены программы подготовки медицинских и фармацевтических специалистов на этапах послевузовского и дополнительного профессионального образования, а также программы повышения квалификации научно–педагогических работников образовательных и научных организаций, реализующих программы медицинского и фармацевтического образования, разработанные с учетом изменений в подготовке медицинских и фармацевтических специалистов в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования третьего поколения.

До 2020 г. запланирована разработка профессиональных стандартов медицинских и фармацевтических работников, которые позволят сформировать единые подходы к определению уровня квалификации и набора компетенций медицинских и фармацевтических работников, необходимых для занятия профессиональной деятельностью.

Будет создана и внедрена система аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов, которая позволит осуществлять персональный допуск специалистов к конкретному виду профессиональной деятельности с учетом приобретенных в ходе обучения компетенций.

Совместно с субъектами Российской Федерации планируется проведение мероприятий по улучшению качества жизни медицинских и фармацевтических работников и их семей, снижению оттока кадров из отрасли, в том числе за счет предоставления специалистам жилых помещений, земельных участков, жилищных субсидий, субсидирования процентной ставки по кредиту на приобретение жилого помещения медицинскими и фармацевтическими работниками, предоставления детям отдельных категорий медицинских и фармацевтических работников права на внеочередное зачисление в дошкольные образовательные учреждения.

Также будут организованы просветительские мероприятия по повышению престижа профессии.

В совокупности решение указанных задач позволит повысить качество подготовки медицинских и фармацевтических специалистов, снизить уровень дефицита медицинских кадров и, как следствие, повысить качество предоставляемых гражданам Российской Федерации медицинской помощи и фармацевтических услуг.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» в субъектах Российской Федерации предусмотрено принятие программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также разработка дифференцированных мер социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.

Повышение роли России в глобальном здравоохранении

Основными направлениями международных отношений в сфере охраны здоровья должны стать обеспечение прочных и авторитетных позиций России в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира; создание благоприятных внешних условий для модернизации России; формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами; поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России в области охраны здоровья, создание на этой основе системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений; всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом; содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире; поддержка и популяризация в иностранных государствах отечественного здравоохранения.

Приоритетной сферой внешней политики России в здравоохранении остается сотрудничество с государствами – членами Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества. Важным следует считать также развитие здравоохранительной тематики в рамках Азиатско–Тихоокеанского экономического сотрудничества.

Совершенствование контрольно–надзорных функций

Основной задачей функционирования системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности будет являться контроль процесса оказания медицинской помощи, его соответствия утверждённым стандартам и порядкам оказания медицинской помощи, взаимодействия медицинского персонала с пациентами.

Взаимодействие субъектов системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности, их деятельность, полномочия и ответственность регулируются нормативными правовыми актами, утвержденными в установленном порядке.

Основной задачей государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств будет являться контроль за обращением лекарственных средств и соответствием его действующему законодательству Российской Федерации.

Основной задачей функционирования системы государственного контроля за обращении медицинских изделий является выявление и изъятие из обращения некачественных медицинских изделий, а также фальсифицированных и контрафактных медицинских изделий с последующими утилизацией и уничтожением, выявление и предотвращение возможных негативных последствий применения и использования медицинских изделий, находящихся в обращении на территории Российской Федерации, предупреждения о фактах подобного рода потенциальных пользователей, а также медицинского персонала.

Важной задачей развития здравоохранения является модернизация государственной судебно–экспертной деятельности в Российской Федерации. Судебно–медицинская и судебно– психиатрическая экспертизы в Российской Федерации представляют собой особый медико– правовой вид деятельности, направленный на обеспечение органов дознания, следствия и суда результатами специальных исследований, полученными с соблюдением правовых норм, осуществляемый экспертами или врачами, привлеченными для производства экспертизы, лицензируемый как отдельный вид медицинской деятельности.

Кроме того, государственные судебно–медицинские экспертные учреждения выполняют важную функцию по определению причин и сущности дефектов в оказании медицинской помощи.

В связи с этим, стоит задача определения унфицированных подходов к экспертной деятельности в Российской Федерации, создания единой методологической основы производства судебно–психиатрических и судебно–медицинских экспертиз, обеспечения современной материально–технической базы всех государственных учреждений, осуществляющих судебно–психиатрическую и судебно–медицинскую экспертизы.

Эффективность осуществления федерального государственного санитарно– эпидемиологического надзора и организации обеспечения санитарно–эпидемиологического благополучия населения достигается совокупной деятельностью территориальных органов Роспотребнадзора, непосредственно осуществляющих контрольно–надзорную деятельность, а также учреждений Роспотребнадзора, обеспечивающих контроль и надзор, посредством проведения широкого спектра лабораторных исследований, осуществления научно– исследовательских и научно–методических разработок, выполнения противочумных мероприятий.

Снижение вредного воздействия факторов среды обитания на население будет обеспечиваться мероприятиями по обеспечению безопасной среды обитания населения – атмосферного воздуха, водных объектов, почвы; повышению качества и безопасности пищевых продуктов; обеспечению радиационной безопасности населения.

Медико–биологическое обеспечение охраны здоровья населения

Важным фактором в обеспечении радиационной, химической и биологической безопасности населения и территорий, обслуживаемых Федеральным медико–биологическим агентством, является система медико–санитарного обеспечения ФМБА России, одной из основных задач которой является проведение мероприятий по выявлению и устранению влияния особо опасных факторов физической, химической и биологической природы на здоровье работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий.

Система медицинского обеспечения таких предприятий и объектов включает проведение предварительных медицинских осмотров, пред– и послесменных медицинских осмотров, периодических медицинских осмотров, проведение лечебно–профилактических и реабилитационно–восстановительных мероприятий, осуществление мониторинга здоровья персонала предприятий и населения.

Целью здравоохранения в сфере медико–санитарного и медико–биологического обеспечения спорта высших достижений является профилактика заболеваемости и инвалидизации спортсменов и последовательное повышение уровня их обеспеченности медико–биологическими технологиями для эффективной адаптации к интенсивным спортивным нагрузкам.

Основные задачи в сфере медицинского и медико–биологического обеспечения спортсменов сборных команд Российской Федерации: формирование инфраструктуры лечебно–профилактического назначения, территориально интегрированной с базами подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, позволяющей обеспечить 100%–й охват кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по видам спорта всеми видами медицинской помощи в ходе тренировочно–соревновательной деятельности; обеспечение квалифицированными медицинскими кадрами спортивных сборных команд Российской Федерации; реализация медико–биологических технологий, обеспечивающих тренировочно–соревновательный уровень подготовки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по видам спорта.

Деятельность по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций ФМБА России осуществляет непосредственно или через свои территориальные органы, подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Задачами сферы защиты отдельных категорий граждан от воздействия особо опасных факторов физической, химической и биологической природы являются обеспечение прорывных результатов в медицинских исследованиях, способных дать начало новым лекарственным препаратам, технологиям и продуктам, развитие инновационной инфраструктуры для оказания медико–санитарной помощи отдельным категориям граждан.

Обеспечение системности организации охраны здоровья

В современных условиях создание и функционирование распределённых информационных систем и аналитического инструментария обработки данных являются «золотым стандартом» организации отраслевого управления. Внедрение новых медицинских технологий невозможно без параллельного внедрения информационных систем,  обеспечивающих оптимизацию процесса оказания услуг. Создание такого рода систем требуется для решения вопросов, связанных с расчетом полной стоимости медицинской услуги, прогнозирования необходимого объема и стоимости медицинской помощи и лекарственного обеспечения, оценки кадровых потребностей в сфере здравоохранения, оценки и прогнозирования эпидемиологической ситуации. Таким образом, задача внедрения и использования современных информационно – телекоммуникационных технологий в здравоохранении – ключевая обеспечивающая задача, от решения которой зависит эффективность большинства мероприятий Государственной программы «Развитие здравоохранения».


 
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons 3.0.