В рамках ФЦП по развитию фармацевтической и медицинской промышленности из почти 190 млрд рублей большая часть будет направлена на модернизацию производств и на научно-исследовательские работ

В создание новой медицинской техники будет вложено более 26 млрд рублей государственных инвестиций и близкая по объёму сумма средств внебюджетных.

В ходе рабочей поездки в Пензенскую область Председатель Правительства Дмитрий Медведев провёл совещание по вопросам развития медицинской промышленности

 Стенограмма:

Д.А.Медведев: Добрый день! Уважаемые коллеги, тема нашего совещания сегодня абсолютно конкретная (наверное, это и хорошо) – совещание посвящено вопросам развития медицинской промышленности. Не секрет, что большинство экспертов считает, что медицинские технологии в ближайшие годы будут двигателями инновационного развития. Сегодня некоторые продукты такого инновационного развития мы посмотрели в Пензе. Надо признаться, это производит хорошее впечатление. В любом случае очевидно, что руководство области уделяет этому внимание, относится к соответствующим направлениям развития экономики области с должным вниманием – по-серьёзному относится, в общем.

Главное для нас состоит в том, чтобы продолжилась диверсификация экономики в стране, изменился сценарий развития экономики. Ну а от уровня обеспечения лекарствами, медицинскими препаратами, от качества выпускаемой продукции, конечно, зависят жизнь и здоровье миллионов людей. Причём речь идёт о весьма сложных и тонких технологиях, о медицинских приборах (мы их смотрели сегодня), о протезах, об имплантах, каждый из которых представляет собой такое маленькое чудо техники. Но, с другой стороны, речь идёт и о более элементарных вещах, допустим о перевязочных материалах.

Тема очень важная, мы обсуждаем её не впервые. Я напомню, что ещё в 2010 году была принята федеральная целевая программа по развитию фармацевтической и медицинской промышленности, я тогда давал поручение Правительству на эту тему. Из почти 190 млрд рублей большая часть будет направлена на модернизацию производств и на научно-исследовательские работы. В создание новой медицинской техники будет вложено более 26 млрд рублей государственных инвестиций и близкая по объёму сумма средств внебюджетных.

Сегодня мы посмотрели  целый ряд интересных разработок, посмотрели работу предприятия, которое выпускает искусственные клапаны сердца. Отрадно то, что эта продукция действительно уже экспортируется в 17 стран мира и занимает более половины – около 60% – внутреннего рынка России и СНГ. Но таких примеров в нашей стране, конечно, мало.

К использованию в медицинской практике зарегистрировано и допущено более 45 тыс. медицинских изделий, около 20 тыс. из них – российского производства. Причём эта цифра за последние годы выросла существенно, потому что ещё совсем недавно она была совсем скромной. И лишь 23% рынка медицинских изделий занимают отечественные производители (вам это всё знакомо, здесь как раз представлены лучшие из этих производителей), всё остальное – это импорт.

Очевидно, что нужны масштабные инвестиции в научные исследования, техническое перевооружение, инфраструктуру, и необходима интеграция наших компаний в систему международной промышленной и научной кооперации. Эти и другие первоочередные задачи сформулированы и поставлены в стратегию развития медицинской промышленности. С учётом замечаний, которые в том числе и сегодня, наверное, прозвучат, нам необходимо будет её доработать и принять. Насколько я понимаю, Минпромторг планирует завершить работу над стратегией до 1 февраля следующего года.

В стадии разработки находится проект закона об обращении медицинских изделий. Он необходим, чтобы регламентировать все жизненные циклы таких товаров от выпуска до их утилизации, для того чтобы контролировать качество этих изделий, определить ответственность как производителей, так и поставщиков за любые нарушения в сфере оборота товаров медицинского назначения. Этот закон тоже нужно доработать. Мне тут написали, что нужно его вытащить на общественные слушания и до 1 мая 2013 года внести в Правительство, но 1 мая – это очень долго, поэтому я этот срок сокращаю. Даже с учётом общественных слушаний вполне можно всё это сделать до 1 февраля 2013 года. Поэтому также поручаю Минпромторгу внести в эти сроки этот документ в Правительство.

В ближайшее время в стране должен быть создан в целом производственный потенциал, который отвечает потребностям нашего здравоохранения, сформирована группа экономически устойчивых компаний, которые мотивированы на дальнейшее развитие. Несколько принципов ещё назову. Конечно, нужно, первое: преодолеть разобщённость отрасли, консолидировать разработку, производство и по возможности всю научную инфраструктуру. Это сложно, но возможно.

Второе, нужно расширять производство компонентной базы и встраиваться в глобальную технологическую цепочку производства.

Третье: вне всякого сомнения, полезно было бы стимулировать приток иностранных инвестиций и технологий в отстающие сегменты отрасли. В-четвёртых, развивать компании по сервисному обслуживанию медицинской техники и готовить соответствующих специалистов. Это тоже не самая наша сильная сторона, потому что с обслуживанием очень часто беда в отличие от иностранных конкурентов, которые, естественно, дерут за это втридорога, но и обслуживают качественно.

И, наконец, последнее: отрасли необходимо ускорить переход на международные стандарты управления и стандарты качества. Самого пристального внимания заслуживают те направления медицинской промышленности, где наиболее высока вероятность коммерческого использования, коммерциализации технологий. Поэтому Минздрав вместе с Минпромторгом должен проработать вопрос о формировании перечня медицинской техники, которую целесообразно производить в первую очередь. И мне бы тоже казалось правильным, если бы присутствующие здесь нам подсказали, что в этот перечень должно попасть.

Последнее во вступительном слове: к вопросу инноваций в медицине мы вернёмся совсем скоро – через несколько дней эта тема будет рассматриваться в формате совещания, которое я проведу в «Сколково» уже 18 сентября, поэтому, если хотите, это единый цикл совещаний: одно переходит в другое.

Пожалуйста, давайте приступим к обсуждению темы. Денис Валентинович (обращаясь к Д.В.Мантурову), Вам слово.

Д.В.Мантуров (министр промышленности и торговли)Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Я бы хотел начать свой доклад с обзора рынка. Российский рынок медицинских изделий уникален, не побоюсь слова – в мировом масштабе. Почему? Потому что один из ключевых факторов, с одной стороны, это высокие темпы роста потребления, превышающие общемировые в 3–5 раз, а с другой – эти темпы роста во многом обеспечены государственными программами модернизации здравоохранения на базе перехода на единый порядок – стандарт оказания медицинских услуг.

Кроме того, в нашей стране государство предъявляет расширенный спрос именно на высокотехнологичное оборудование. Обеспечение такого спроса – крайне амбициозная задача для отрасли и в то же время серьёзный вызов для системы обеспечения кадров со стороны системы здравоохранения.

Мы оценили долгосрочные потребности системы здравоохранения, ожидаем сохранения темпов роста до 2015 года примерно на уровне 16% в год, затем это должно стабилизироваться и выйти на уровень 9% в год. Но эта ситуация создаёт условия не только для развития собственного производства, но и для инициатив по локализации ведущих зарубежных игроков в России. Процесс уже активно идёт, компании начинают либо искать партнёров, либо уже их нашли, либо самостоятельно, так же как по фармацевтике, начинают работать в этом направлении.

Позиция нашего министерства и коллег из Минэкономразвития, Министерства здравоохранения заключается в необходимости разработки прозрачных и равных условий локализации для всех иностранных инвесторов и каждого в отдельности.

Реформирование системы здравоохранения вызвало динамичный рост рынка, но не привело к сопоставимому росту отечественного производства. Вплоть до недавнего времени ситуация характеризовалась постепенным сокращением доли отечественных производителей и частично утратой их конкурентоспособности. Кроме того, российскую промышленность отличает крайне низкая степень консолидации и отсутствие крупных компаний, которые обладали бы достаточным собственным капиталом для устойчивого развития, выхода на внешние рынки. Относительно устойчивое финансово-экономическое положение имеют порядка 150–200 компаний – это примерно 15–20% от общего объёма производства и, соответственно, общего числа компаний, которые задействованы в этой отрасли. Компетенция большинства отечественных производителей сосредоточена прежде всего в производстве техники и изделий, не участвующих в непосредственном контакте с пациентом, а выполняющих вспомогательные или обеспечивающие функции. Доля такой продукции в структуре формирования добавленной стоимости незначительна. Наибольшую добавленную стоимость имеет высокотехнологичное оборудование, применяемое непосредственно для диагностики и лечения пациента, которое в основном сегодня, к сожалению, импортируется. Несмотря на некоторый рост объёмов производства, которые демонстрировала отечественная медицинская промышленность в последние годы, можно констатировать в среднесрочной перспективе риски потери конкурентоспособности. Это связано как с применением морально устаревших технологий, так и с отставанием в применении современных стандартов производства, менеджмента качества, системы продвижения продукции, послепродажного обслуживания, с отсутствием собственной современной базы разработок. Конечно же, наша такая ситуация никого не устраивает, она неудовлетворительна. Правительством Российской Федерации были предприняты шаги к созданию условий для реализации отечественного потенциала как в фармацевтике, так и в медицинской промышленности. Была принята и начала действовать стратегия «Фарма-2020» и по Вашему поручению была принята в своё время программа «Целевое развитие фармацевтики и медицинской техники до 2020 года».

Кроме того, Минпромторг в инициативном порядке подготовил проект стратегии развития медицинской промышленности на период до 2020 года. Она уже прошла несколько операций согласования с федеральными органами исполнительной власти, в том числе прошли несколько общественных слушаний. И сегодня я хотел бы представить Вам, Дмитрий Анатольевич, основные параметры этой стратегии для последующего её утверждения уже в установленном порядке.

Я думаю, что сроки…  Мы постараемся, Дмитрий Анатольевич, вписаться в обозначенные сроки, даже по стратегии, я думаю, будем стараться до конца года это сделать, поскольку мы уже находимся на финальной стадии. В своё время стратегия «Фарма-2020» дала существенный импульс активизации российского и зарубежного бизнеса, так как чётко установила целевые ориентиры развития этой отрасли. Стратегия развития медтехники в значительной степени схожа.

Цель стратегии – это формирование конкурентоспособной и высокотехнологичной отрасли. Мероприятия стратегии должны обеспечить переход отрасли к новому технологическому укладу, заключающемуся в непрерывном обновлении продукции и технологий и фактическом сращивании в едином научно-производственном процессе всех этапов жизненного цикла продукции. Реализация стратегии не требует дополнительного государственного финансирования: у нас все мероприятия уже заложены в целевой отраслевой программе.

Детализация инструментов реализации задач представлена на 4-м слайде. Необходимо решение по интенсивной модернизации действующих производств, так как в большинстве случаев именно применяемый технологический процесс обеспечивает решающее преимущество в качестве производимой продукции. Ситуация в производстве медицинских изделий характеризуется постоянным сокращением сроков появления новых продуктов. Достижение и, что самое главное, сохранение на протяжении длительного времени конкурентоспособности возможны только при готовности компаний обеспечивать непрерывный цикл обновлений. В этой связи мы ставим себе цель – создание необходимой общеотраслевой инфраструктуры разработок и трансфера технологий.

Внедрение современных стандартов оказания медицинских услуг в Российской Федерации стимулирует спрос на передовую продукцию, применяемую во всём мире. В этой связи важно в рамках стратегии выстроить ориентиры (они указаны как раз на 5-м слайде) в соответствии с мировыми тенденциями, отталкиваясь от уже достигнутых рыночных позиций, дополнив на начальном этапе инвестиционный капитал с помощью мер господдержки. Кроме того, пристальное внимание со стороны государства должно быть уделено развитию тех сегментов медицинской промышленности, где наиболее высока вероятность коммерциализации российских технологий. Например, это радиационные технологии, кардиохирургия, рентгеновская техника и её компоненты, хирургические инструменты, неонатальное и реанимационное оборудование. Логика финансирования проекта в рамках стратегии синхронизирована полностью с федеральной целевой программой. Эта программа является основным механизмом реализации стратегии. Она состоит из нескольких этапов, в основном ориентирована на НИОКР – на них приходится 77% финансирования – и направлена на создание на территории России устойчивой системы разработок и последующей коммерциализации.

Соотношение финансирования фармацевтики и медотрасли примерно 2 к 1, как и соотношение размеров рынков этих двух отраслей. На первом этапе, до 2015 года планируется осуществить модернизацию медицинской промышленности за счёт НИОКР, разработку и организацию производства импортозамещающей продукции, а также создать центр по разработке медицинских изделий. Параллельно, начиная с прошлого года, запущен новый отраслевой технологический цикл за счёт разработки уже инновационных как лекарственных средств, так и медицинских изделий и ключевых компонентов для высокотехнологичного медицинского оборудования. Об этом аспекте я доложу Вам как раз 18-го числа на совещании в «Сколково».

На седьмом слайде представлена наглядная карта реализации федеральной целевой программы. В реализации данной программы участвует большое количество вузов и государственные научные центры. Это, я считаю, залог нашего успеха. Мы как раз сегодня, когда Вы посещали предприятие, на эту тему говорили. В частности, только в Пензе (она занимает 3-е место среди так называемых производственных образовательных кластеров) восемь проектов уже запущено. С учётом предложений из регионов и от заказчиков выделены объекты инвестиций первой очереди, обеспечивающие техническое перевооружение и переход отечественной медицинской промышленности на оптимальную модель её развития.

До 2020 года в рамках программы предусматриваются капитальные вложения в научно-техническую и производственную сферы, что самое главное, важное. Объём средств – около 3,9 млрд рублей. В результате реализации стратегии планируется выйти на отраслевые показатели, в целом характерные для развитых стран как с точки зрения вклада отрасли в ВВП, так и её конкурентоспособности. Будет сформирована собственная научная и производственная база, позволяющая повысить экспортный потенциал отрасли, выстроив её в глобальной производственной цепочке, о которой Вы говорили.

 

Источник: Официальный сайт Правительства РФ

VN:F [1.9.22_1171]
Добавлено в: Новости Метки: , ,

Оставить ответ

Оставить комментарий

© 2013 МОУ "Институт инженерной физики". Все права защищены.
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons 3.0.