Госпрограмма перевооружения, увеличение финансирования

Последние пару лет основной темой, касающейся российских вооруженных сил, было грядущее перевооружение. В 2011 году была развернута соответствующая Государственная программа (т.н. ГПВ-2020), в ходе которой на новое вооружение и военную технику планируется выделить 20 триллионов рублей. Эта огромная цифра фактически является суммой всех планируемых ассигнований за несколько лет. Вполне очевидно, что объем финансирования закупок нового вооружения может и не быть одинаковым для каждого года в период с 2011 по 2020-й. Об этом неоднократно говорилось, а на днях появились более точные цифры.

В настоящее время в Государственной Думе рассматривается проект федерального бюджета на 2013-15 годы, в котором учтены, в том числе, и предыдущие планы по увеличению финансирования армии. Так, к концу планируемого периода — в 2015 году — расходы на оборону перешагнут через отметку в три триллиона рублей в год. Таким образом, по расчетам авторов проекта бюджета, все военные расходы увеличатся по отношению к внутреннему валовому продукту, с нынешних трех процентов до 3,7%. На первый взгляд, увеличение не слишком велико, но на практике это повлечет за собой ощутимое улучшение состояния материальной части и социальной сферы.

Такие подробности хода ГПВ-2020 стали известны от председателя думского комитета по обороне В. Комоедова. Бывший командующий Черноморским флотом отметил, что грядущее повышение финансирования армии знаменует собой переход от обсуждений и разговоров к полномасштабному воплощению Государственной программы перевооружения. Также стоят внимания еще одни слова депутата. Комоедов рассказал, что по роду службы ему часто приходится посещать оборонные предприятия, и в ходе этих визитов он заметил весьма приятную тенденцию: нередко оказывается, что заказчик продукции в лице министерства обороны не только не задерживает оплату, но и даже опережает график финансирования.

Вполне возможно, что в будущем эта тенденция сохранится. Предполагать такое развитие событий позволяют конкретные цифры по финансированию обороны. В текущем 2012 году для этих целей из федерального бюджета выделено 1,9 триллиона рублей. В следующем 2013-м ассигнования увеличатся на 200 миллиардов. На 2014 год запланировано увеличение финансирования до 2,5 триллиона и, наконец, в 2015-м военный бюджет страны превысит три триллиона. Динамика «удельного роста» количества выделяемых на оборону денег выглядит следующим образом. В этом году военные получили финансирование в размере 3% от ВВП страны, в следующем получат 3,2%, в 2014-м — 3,4%, а к концу планируемого новым бюджетом периода оборонные расходы выйдут на уже упомянутый уровень в 3,7%.

Если тенденция увеличения инвестиций в оборону продолжится, то вполне возможно, что к концу периода, выделенного для ГПВ-2020, военный бюджет поднимется до отметки в 5,5-6 процентов от валового внутреннего продукта. В таком случае его доля будет примерно равна аналогичному показателю советского военного бюджета в конце семидесятых и начале восьмидесятых. Возможно, этот факт вызовет неоднозначную реакцию в виде очередных разговоров о возобновлении Холодной войны. Масла в огонь может подлить сравнение долей военных финансирований в ВВП России и США. Так, в течение последних лет американские оборонные расходы держатся на уровне около 3,5-3,7 процентов от ВВП страны. Таким образом, по доле финансирования обороны мы в скором времени сможем догнать американцев. Однако только по доле — в абсолютном отношении американский государственный бюджет, равно как и военный, в несколько раз больше российского.

Тем не менее, увеличение абсолютных и относительных значений финансирования обороны, вне зависимости от сравнения с экономическими данными других стран, наглядно показывает планы России на повышение мощи своих вооруженных сил. В силу экономической ситуации предыдущих лет, особенно последнего десятилетия прошлого века, российская армия оказалась в далеко не самом лучшем положении. По различным подсчетам, для поддержания вооруженных сил в хорошем состоянии нашей стране необходимо тратить на них не менее трех процентов ВВП в год. Для улучшения ситуации, в свою очередь, нужно увеличение этого показателя. Таким образом, уже в этом году наш военный бюджет вышел на необходимый уровень и в дальнейшем продолжит свой рост. Стоит отметить, значительное превышение оптимального значения финансирования в 3% является своеобразной компенсацией за предыдущие годы. Поскольку последние двадцать с лишним лет были для армии очень трудными в денежном отношении, в ближайшее время придется компенсировать все те потери, которые накопились ранее. При этом одновременно придется разрабатывать и производить новое вооружение и технику.

Среди прочих направлений В. Комоедов отметил развитие ядерных вооружений. Финансирование этих исследований и разработок будет постепенно увеличиваться, причем общая сумма вложений, запланированных на грядущие три года, почти в четыре раза больше, чем было выделено на 2012 год. В 2015 году общие расходы на ядерные технологии военного назначения достигнут отметки в 38 миллиардов рублей. Заметно, что расходы на ядерное вооружение будут расти непропорционально всему финансированию армии. В свете недавних сообщений о возобновлении неядерно-взрывных испытаний на Новой Земле это наталкивает на мысль о грядущем кардинальном обновлении ядерных сил России. Кроме того, на днях появились очередные новости о проекте перспективной межконтинентальной баллистической ракеты тяжелого класса. Вполне возможно, что в текущих планах по развитию ядерного вооружения имеется пункт и насчет разработки совершенно новых боевых частей для ракет ближайшего будущего.

И все же позитивные известия «сдобрены» неприятными. Так, в связи с последними предложениями по сокращению финансирования армии, в том числе и прошедшими в проект бюджета, в следующем году удастся увеличить число военнослужащих-контрактников не на 50 тысяч, как планировалось ранее, но только на 30. В дальнейшем планируется все-таки выйти на плановый уровень увеличения контрактных вакансий, но есть повод для сомнений в успешности этого начинания. Другая негативная новость в некотором роде связана с имиджем вооруженных сил, создаваемом принадлежащими оборонному ведомству СМИ. Стало известно, что в военном бюджете на следующий год не предусмотрено финансирование телевизионного канала «Звезда», а также других средств массовой информации, находящихся в ведении министерства обороны. Этот шаг является дальнейшим развитием мер, предпринятых с целью уменьшения расходов путем экономии на непрофильных активах. В области СМИ такая экономия не выглядит особо большой (на 2012 год для этих целей было предусмотрено полтора миллиарда рублей), но на практике даже эти суммы могут оказаться полезными в других сферах обороны.

Подводя итог, можно сказать следующее: финансирование армии в ходе Госпрограммы перевооружения набирает обороты. При этом для «оптимизации» расходов приходится пересматривать бюджеты разных уровней. Так, для улучшения финансового состояния вооруженных сил в ближайшие годы величина военного бюджета страны, выраженная в доле от ВВП, вырастет примерно на четверть, а абсолютные размеры ассигнований — почти на треть. Одновременно с этим приоритеты в развитии различных направлений вынуждают военных экономистов уже сейчас планировать перенаправление денежных потоков и составлять планы на сокращение тех или иных расходов. В принципе, это не удивляет. С самого начала было понятно, что ГПВ-2020 не будет простой, а прошлогодние споры вокруг нее, в том числе с участием чиновников самого верхнего уровня, только в очередной раз доказали это. Будем надеяться, экономическая ситуация в стране позволит не только выполнить все нынешние планы, но и отказаться от решений относительно экономии на том или ином направлении.

Источник: topwar.ru
VN:F [1.9.22_1171]
Госпрограмма перевооружения, увеличение финансирования, 5.0 out of 5 based on 2 ratings
Добавлено в: Новости Метки: 

Оставить ответ

Оставить комментарий

© 2013 МОУ "Институт инженерной физики". Все права защищены.
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons 3.0.