Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации №2514-р от 24 декабря 2012 года. Основной исполнитель: Минпромторг России.
Цель программы: достижение принципиального улучшения стратегической конкурентной позиции судостроения России в мире и обеспечение возможности полного удовлетворения потребностей государства и отечественного бизнеса в современной продукции судостроения.
Задачи программы:
- создание опережающего научно-технического задела и технологий, необходимых для создания перспективной морской и речной техники;
- укрепление и развитие научного, проектно-конструкторского и производственного потенциала отрасли;
- обеспечение безусловного выполнения государственного оборонного заказа и текущей государственной программы вооружения;
- развитие кадрового потенциала судостроительной промышленности и закрепление его в организациях отрасли;
- обеспечение эффективности работы отрасли и инвестиционной привлекательности отечественного судостроения, включая достижение уровня передовых стран по качеству судостроительной продукции.
Структура государственной программы:
Подпрограммы:
- Подпрограмма 1 «Развитие судостроительной науки».
- Подпрограмма 2 «Развитие гражданской морской и речной техники».
- Подпрограмма 3 «Развитие производственных мощностей гражданского судостроения и материально-технической базы отрасли».
- Подпрограмма 4 «Государственная поддержка».
- Подпрограмма 5 «Обеспечение реализации государственной программы».
Программно-целевые инструменты:
- Федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники на 2009 — 2016 годы».
Целевые индикаторы и показатели:
Достижение к 2016 году:
- количество вновь разработанных технологий — 1070 — 1180, в том числе соответствующих мировому уровню — 390 — 470;
- количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений — 1120 — 1250, в том числе, права на которые закреплены за Российской Федерацией — 910 — 1130;
- доля обновленных и новых основных производственных фондов научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро отрасли — 72 процента;
- доля инновационных работ гражданской направленности в общем объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ — 32 процента.
Ддостижение к 2020 году:
- рост фондоотдачи промышленного производства судостроительных верфей по отношению к 2011 году — в 1,4 раза.
Достижение к 2030 году:
- увеличение объема выпуска гражданской продукции российского судостроения в денежном выражении по отношению к 2011 году — в 5,1 раза;
- объем выпуска гражданской продукции российского судостроения — 1,5 млн. тонн водоизмещения в период 2026 — 2030 годов;
- рост производительности труда (выработки на одного работающего) в гражданской сфере промышленности по отношению к 2011 году — в 4,5 раза;
- доля отечественного гражданского судостроения на мировом рынке в стоимостном выражении — 10 процентов;
- доля отечественного гражданского судостроения на мировом рынке по тоннажу — 2 процента;
- доля отечественного военного кораблестроения на мировом рынке по тоннажу — 16 процентов;
- доля обновленных и новых основных производственных фондов судостроительных организаций отрасли (верфей) — более половины;
- доля обновленных и новых основных производственных фондов научных организаций в интегрированных структурах отрасли — более 70 процентов;
Государственная программа «Развитие судостроения на 2013 — 2030 годы» реализуется в 2013 — 2030 годах в 3 этапа:
- Этап 1: 2013 — 2016 годы
- Этап 2: 2017 — 2025 годы
- Этап 3: 2026 — 2030 годы
В результате реализации Государственной программы ожидаются следующие результаты:
- создание научно-технического задела для производства конкурентоспособных высокоэкономичных судов и плавсредств гражданского назначения для морского, речного, рыбопромыслового флота и отраслей, осуществляющих добычу минеральных, биологических и энергетических ресурсов Мирового океана и континентального шельфа;
- разработан комплекс промышленных критических и базовых технологий, обеспечивающих создание и производство приоритетных образцов военно-морской техники;
- разработан комплекс проектов морских платформ для освоения месторождений нефти и газа на континентальном шельфе Арктических морей, газовозов и крупнотоннажных танкеров ледового плавания, мощных арктических ледоколов нового поколения, промысловых судов и других объектов морской техники;
- созданы новые отечественные технологии в сфере судового машиностроения и приборостроения;
- обеспечено относительное сокращение общего научно-технического и технологического отставания России от передовых стран;
- осуществлено техническое перевооружение на уникальных исследовательских, испытательных комплексах и стендах в основных концернах отрасли в интересах создания научно-технического задела для развития отрасли;
- созданы производственные мощности, обеспечивающие строительство, ремонт и модернизацию современных крупнотоннажных судов и объектов морской техники;
- осуществлено обновление производственной базы организаций оборонно-промышленного комплекса;
- создан необходимый задел для увеличения в структуре производства судостроения доли высокотехнологичной продукции;
- обеспечено создание и полномасштабное функционирование государственного научного центра и центров компетенции в судостроительной отрасли;
- развернуто строительство судов для внутренних водных путей, судов рыбопромыслового флота;
- решены все поставленные задачи в интересах реализации Государственной программы вооружения;
- укреплены позиции России на отечественных и зарубежных рынках морской техники путем формирования патентной монополии, создаваемой за счет своевременной и полномасштабной правовой охраны новых разработок и технологий;
- обеспечен высокий социальный эффект от сохранения и увеличения количества высококвалифицированных рабочих мест в судостроительной и смежных отраслях промышленности;
- реализован комплекс мер по стимулированию расширения производства продукции отрасли, повышению эффективности и инвестиционной привлекательности судостроения.
Объёмы бюджетных ассигнований, тыс. рублей
Подпрограмма | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | 2026 | 2027 | 2028 | 2029 | 2030 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Подпрограмма 1 «Развитие судостроительной науки» | 122 999 000,00 | |||||||||||||||||
Подпрограмма 2 «Развитие гражданской морской и речной техники» | 90 270 000,00 | |||||||||||||||||
Подпрограмма 3 «Развитие производственных мощностей гражданского судостроения и материально-технической базы отрасли» | 27 500 000,00 | |||||||||||||||||
Подпрограмма 4 «Государственная поддержка» | 43 400 500,00 | |||||||||||||||||
Подпрограмма 5 «Обеспечение реализации государственной программы» | 5 575 000,00 | |||||||||||||||||
ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009 — 2016 годы» | 90 485 000,00 | |||||||||||||||||
ИТОГО: | 337 943 585,3 |