Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

Характеристика итогов реализации государственной политики в сфере здравоохранения, выявление потенциала развития сферы здравоохранения и существующих ограничений в сфере реализации Программы

          С 1990 по 2011 годы существенно возросло число случаев заболеваний, приводящих к смерти. Число случаев заболеваний системы кровообращения возросло в 2 раза, онкологических — на 60,0%. Число болезней костно–мышечной системы и соединительной ткани, приводящих к инвалидности, возросло в 2 раза. В структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания (25,1%) и болезни системы кровообращения (14,0%).

          Здоровье граждан, как социально–экономическая категория, является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой важнейший элемент национального богатства страны. Ценность здоровья, как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных благ, определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения и, таким образом, уменьшением численности населения.

          Важнейшей целевой установкой Программы является создание необходимых условий для сохранения здоровья населения страны. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.

          Таким образом, создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи гражданам Российской Федерации с учетом демографической ситуации является приоритетным направлением государственной политики в сфере здравоохранения.

          В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 – 2006 годах были обозначены пути улучшения ситуации в сфере здравоохранения:

  • возрождение системы профилактики заболеваний;
  • формирование культуры здорового образа жизни;
  • создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей;
  • укрепление системы первичной медико–санитарной помощи;
  • обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно–курортного лечения;
  • повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.

          В последние годы государством осуществлены значительные инвестиции, направленные на решение указанных проблем. Инициированы и реализуются крупномасштабные проекты:

  • приоритетный национальный проект «Здоровье»;
  • федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально–значимыми
  • заболеваниями»;
  • региональные программы модернизации здравоохранения.

          Итоги реализации указанных государственных инициатив к 2013 году (к началу реализации Программы) характеризуются следующими показателями:

  • перелом в тенденции снижения численности населения – в 2011 году был обеспечен рост численности населения на 165 тыс. человек (в период 2000 – 2005 годов численность населения уменьшалась на 700 тыс. человек ежегодно);
  • увеличение рождаемости – в 2011 году родилось 1793,8 тыс. детей, что на 0,2% больше, чем в 2010 году;
  • снижение показателей смертности – общий показатель смертности, т.е. число умерших от всех причин на 1000 человек, в 2011 году составил 13,5 (в 2010 г. — 14,2), что отражает положительную динамику;
  • снижение показателей младенческой смертности – младенческая смертность на 1000 родившихся живыми в 2011 году снизилась на 2,3% по сравнению с 2010 годом и составила 7,4 на 1000 родившихся живыми;
  • повышение эффективности скорой медицинской помощи – по сравнению с 2006 годом количество смертей в машинах скорой помощи снизилось практически в 10 раз;
  • увеличение ожидаемой продолжительность жизни – в период 2006 – 2011 годов ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 65,3 лет до 70,3 лет.

Уровень государственного финансирования системы здравоохранения остается недостаточным и составляет 3,2–3,5% от ВВП, что в 2–3 раза ниже, чем в странах ЕС.

          В области правового регулирования сферы охраны здоровья проведен целый ряд структурных реформ. За период 2006 – 2011 годы приняты принципиальные решения и нормативные документы, основными из которых с точки зрения влияния на состояние и развитие здравоохранения являются:

  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака»;
  • Федеральный закон «О ратификации рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака»;
  • Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года;
  • Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года;
  • Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 – 2015 годы;
  • Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года;
  • Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года;
  • Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»;
  • Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
  • Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года;
  • План мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года.

          Таким образом, к настоящему моменту удалось добиться ряда значительных сдвигов как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Во многом преодолены негативные тенденции в состоянии системы диагностики и лечения основных социально значимых заболеваний. Преодолён демографический «провал», обусловленный последствиями 90–х годов. Заложены основы дальнейшего улучшения показателей здоровья населения, их постепенного приближения к европейскому уровню.

Сопоставление существующего состояния здравоохранения с состоянием аналогичной сферы у ведущих стран

          К 2011 году ожидаемая продолжительность жизни увеличилась до 70,3 лет. Тем не менее, продолжительность жизни в России остается низкой — на 6,5 лет меньше, чем в «новых» странах ЕС (европейские страны, вошедшие в ЕС после мая 2004 года), и на 12,5 лет меньше, чем в «старых» странах ЕС (европейские страны, вошедшие в ЕС до мая 2004 года). Разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин остается высокой и составляет около 12 лет (показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении в 2011 году составил 64,3 лет для мужчин и 76,1 – для женщин). Ключевую роль в низкой ожидаемой продолжительности жизни играет высокая смертность людей трудоспособного возраста, главным образом, мужчин. По показателю смертности в этой возрастной группе Российская Федерация опережает другие экономически развитые страны более чем в 2 раза.

          В структуре смертности населения наибольшую долю составляют болезни системы кровообращения, на которые приходится более 57% всех случаев смерти, новообразования (14% и более) и внешние причины смерти – около 10%. Показатели материнской и младенческой смертности превышают аналогичные показатели в развитых странах в 1,5 – 2,0 раза.

Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы

          Причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии здоровья населения, являются:

  • низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;
  • высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);
  • высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);
  • недостаточность условий для ведения здорового образа жизни (недостаточность нормативной правовой базы для ограничения курения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, производства несоответствующих принципам здорового питания продуктов, а также (для обеспечения необходимого уровня физической активности);
  • несвоевременное обращение за медицинской помощью;
  • низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;
  • несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование;
  • низкое развитие замещающих стационар технологий;
  • дефекты в организации оказания медицинской помощи сельским жителям;
  • недостаточная обеспеченность системы здравоохранения высококвалифицированными кадрами;
  • низкая интенсивность создания и внедрения в практическое здравоохранение новых научных разработок;
  • слабый уровень оснащения медицинских организаций современными информационно – телекоммуникационными технологиями.

          Негативным фактором является повышение нагрузки на систему здравоохранения в силу слабой заботы населения о собственном здоровье. Дальнейшее развитие системы здравоохранения невозможно без принятия мер по профилактике заболеваний и патологических состояний. Необходимо снижать нагрузку на клиническое звено здравоохранения, ориентировать усилия в направлениях профилактики и активной работы первичного звена здравоохранения.

          Ключевой проблемой, до сих пор не получившей кардинального решения, является недостаточная обеспеченность отрасли квалифицированным персоналом. Динамика обновления технологий зачастую превышает  динамику обновления программ подготовки и переподготовки персонала. Низкая социальная привлекательность работы в первичном медико–санитарном звене также является сдерживающим фактором кадрового развития отрасли.

          В области медицинской науки имеет место снижение уровня исследований, слабая интеграция в мировую науку и мировой рынок инноваций. Необходимо преодолеть фрагментарность функционирующей инновационной инфраструктуры. Требуется обеспечить непрерывность процесса генерации и внедрения инноваций.

          В сфере науки особенно остро ощущается нехватка менеджмента – профессиональных управляющих. Ученый должен быть сам озабочен актуальностью проводимых исследований и их продвижением на рынке. Однако большая часть функций, относящихся к обеспечению нормальных условий труда интеллектуала, может и должна обеспечиваться профессионалами в соответствующей сфере деятельности.

          При этом уровень государственного финансирования системы здравоохранения остается недостаточным и составляет 3,2–3,5% от ВВП, что в 2–3 раза ниже, чем в странах ЕС. В соответствии с инновационным сценарием долгосрочного прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации до 2030 года расходы бюджетной системы на здравоохранение должны составить 4,7% от ВВП, что сопоставимо с показателями экономически развитых стран.

          Существенным сдерживающим фактором является недостаточное применение современных информационных технологий. На настоящий момент уже реализованы процессы обобщения и предоставления в электронном виде на вышестоящий уровень управления агрегированной информации. При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Соответственно необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении. Развитие отрасли сдерживают не в полной мере решенные проблемы информационной безопасности, связанные с соблюдением требований конфиденциальности личных данных пациентов и персональных данных о состоянии здоровья пациента.

          Кроме этого, в медицинских организациях недостаточно широко используются современные информационно – телекоммуникационные технологии телемедицины. Существующие отдельные аппаратно – программные решения для телемедицины не носят системного характера, отсутствует единое информационное пространство телемедицины. Широкое внедрение телемедицины на основе единой технологической и технической политики позволит существенно повысить эффективность оказания первичной медико–санитарной помощи путем проведения удаленного скрининга высокорисковых групп пациентов на уровне первичного звена, повышения качества диагностики социально–значимых заболеваний на уровне первичного звена, повышения эффективности оказания скорой и неотложной медицинской помощи за счет использования технологии ГЛОНАСС, повышения доступности консультационных услуг медицинских экспертов для населения за счет использования телемедицинских консультаций.

          Созданы основы для создания электронной базы знаний в сфере здравоохранения. Имеются инновационные решения в области электронных образовательных курсов, систем поддержки принятия врачебных решений на основе базы знаний. Главной задачей в этой сфере в краткосрочной перспективе является масштабирование базы знаний и внедрение электронных образовательных курсов и систем поддержки принятия врачебных решений в повседневную деятельной медицинских работников.

          Одновременно планируется решать задачу по созданию и масштабированию аппаратно – программных решений для оказания медицинских услуг медицинским работником на основе современных информационно – телекоммуникационных технологий. В настоящее время по результатам реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в медицинских организациях проведено существенное обновление парка медицинского оборудования. Современное медицинское оборудование имеет возможность представления информации в цифровом виде, что позволяет создавать автоматизированные рабочие места для медицинских специалистов различных профилей.           Создание автоматизированных рабочих мест позволяет повысить точность и объективность диагностических исследований, снизить количество рутинных операций в повседневной деятельности медицинского работника, повысить оперативность и достоверность передачи медицинской информации о состоянии здоровья пациента между медицинскими работниками, в том числе между медицинским работниками разных медицинских организаций.

Прогноз развития сферы реализации Программы

          Дальнейшее развитие сферы охраны здоровья в период до 2020 года, помимо необходимости решения существующих проблем, связано с рядом общемировых тенденций, уже сейчас приводящих к структурным перестройкам системы здравоохранения. Таким образом, структура Программы должна охватывать как направления, связанные с обеспечением «догоняющего» развития (решение первоочередных проблем смертности и заболеваемости), так и направления, обеспечивающие эволюцию отечественной системы охраны здоровья в соответствии с тенденциями, определяющими будущее в развитых странах.

От «системы диагностики и лечения» к «охране здоровья»

          В современных условиях понятие «система здравоохранения» всё дальше уходит от рамок, задаваемых понятием «система диагностики и лечения». В настоящее время актуализируются такие задачи здравоохранения, как формирование здорового образа жизни, комфортной среды обитания, создание условий для эффективного труда и отдыха, что позволит предотвратить развитие заболеваний, в первую очередь тех, которые обуславливают преждевременную смертность и инвалидизацию населения. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и Московской декларации Первой глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям выполнение этих задач в рамках только системы здравоохранения невозможно и требует широкого межсекторального многоуровневого взаимодействия.

От активного вмешательства к профилактике

          История медицины последнего столетия началась с ряда прорывных изменений в лечебном деле, в первую очередь – в хирургии. Этот этап можно охарактеризовать как этап «активного вмешательства». Дальнейшие изменения происходили по мере развития и внедрения новых методов и способов диагностики, изобретения различного рода лекарств, создания вакцин, внедрения методов малоинвазивной хирургии и т.п. Это в целом позволило снизить уровень прямого вмешательства медицины в человека, сделать процесс лечения более щадящим, а во многих случаях – предотвратить развитие опасного заболевания.

          Текущее десятилетие (2010 – 2020 годы) будет характеризоваться дальнейшим активным распространением и усилением роли механизмов, обеспечивающих недопущение или возможно более раннюю коррекцию факторов риска развития заболеваний и самих заболеваний. Современный человек формирует спрос не только на комплекс услуг, направленных на эффективное лечение, но и на комплекс услуг и условий жизни, направленных на поддержание здорового состояния, более позднее развитие и меньшую выраженность заболеваний, ассоциированных с возрастными изменениями организма.

          Дальнейшее развитие в этом направлении будет обусловлено осознанием важности проведения профилактических мероприятий, значительную роль в реализации которых играют культура здорового образа жизни и эффективная работа первичного звена здравоохранения. На этапе оказания первичной медико–санитарной помощи, являющейся основой системы оказания медицинской помощи, будут выявляться факторы риска неинфекционных заболеваний и их коррекция, осуществляться ранняя диагностика этих заболеваний и эффективное их лечение, а также происходить обучение людей навыкам по сохранению и укреплению здоровья.

          Указанная смена парадигмы в сфере охраны здоровья требует серьёзных структурных изменений системы организации и управления здравоохранением, пересмотра соответствующих нормативов, набора показателей здоровья нации. На практике такая переориентация спроса выражается, в том числе, в переходе как к популяционным и групповым мерам профилактики заболеваний, так и к персонализированной медицине.

          Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая реабилитацию), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы.

Переход к новому технико–экономическому укладу

          На процессы развития большинства рынков в современной экономике ключевое влияние оказывают информационные технологии, нанотехнологии и биотехнологии. Ускоряются темпы вывода на рынок новых продуктов, их обновления и совершенствования. Соответственно, мировое пространство постепенно делится на страны, генерирующие решения, основанные на новых технологиях, и страны, потребляющие эти решения. Роль генератора знаний в области здравоохранения возможно реализовать только при условии концентрации усилий на развитии медицинской науки, разработке собственных решений для медицины, основанных на указанных технологиях. Таким образом, в развитии здравоохранения стал очевиден акцент на разработку и продвижение собственных продуктовых решений.

Развитие медицинских организаций всех форм собственности

          В России к настоящему моменту сформированы условия для активного развития медицинских организаций всех форм собственности. В современных условиях частный сектор будет гибко реагировать и использовать предоставляемые возможности. Со стороны государства наиболее эффективным механизмом стимулирования и регулирования развития медицинских организаций всех форм собственности будет реализация прагматичной тарифной политики.

          Существенные позитивные сдвиги в улучшении здоровья населения могут быть достигнуты при умеренном росте затрат за счет реализации комплексной стратегии, ориентированной на оптимальное сочетание медицинских и немедицинских факторов борьбы с заболеваниями. Наиболее значимые и недостаточно используемые резервы связаны с сокращением заболеваемости и смертности активной части населения, лиц в трудоспособном возрасте.

          В медицинской отрасли предстоит осуществить структурные сдвиги, нацеленные на оптимизацию соотношения стационарной и амбулаторно–поликлинической помощи на основе  усиления координации и преемственности между ними, более целенаправленной и качественной подготовки медицинского персонала для амбулаторного звена и улучшения технической оснащенности медицинских организаций.

© 2013 МОУ "Институт инженерной физики". Все права защищены.
Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons 3.0.